Вернуться к обычному виду

Трюк – зеркало души

Опубликовано: 29 Января 2015  |  Источник: ЗАО «ИД АРГУМЕНТЫ НЕДЕЛИ» Возврат к списку
Трюк – зеркало души

Династийность в цирке – обычная история. Мы заглянули за кулисы и узнали, чем и как живёт закрытый для обычного зрителя мир волшебников, воздушных гимнастов и клоунов.

38 попугаев

Дарья и Александр Оноприенко, дрессирующие попугаев, не «родились в опилках». Пришли на манеж не сразу. Они были артистами балета в цирке. Но однажды 8 лет назад им предложили сделать свой номер. Почему они выбрали именно попугаев? Эти птицы интересны. Выступают редко. «С ними сложно работать. У них есть крылья, а у нас нет», – говорит Александр. – Они умные. У ара интеллект четырёхлетнего ребёнка. У каждого из десяти свой характер. Скажем, Кузя ни с кем не дружит. Признаёт только меня. При этом он требует максимальной отдачи, хочет, чтобы я с ним постоянно играл». Так птицы и люди живут в цирке.

Поскольку супружеская пара Оноприенко была нанята по контракту в цирк Никулина (это артисты Росгосцирка), с октября им снимают квартиру, которая находится в пятнадцати минутах езды от работы. Александр приехал из Симферополя, Дарья – из Барнаула, а познакомились они в Тбилиси. Вместе уже одиннадцатый год. Сложно пока сказать, будут ли их детишки продолжателями династии. Зато самый старший, Даниил, которому четыре годика, уже начал придумывать свои номера. Родители хотят, чтобы он попробовал свои силы в цирковой студии.

Многие думают, что цирковые люди закрыты в своём круге, как в манеже. Но, оказывается, это не так. Александр по-прежнему дружит с теми, кого знает с детства. Ребята приезжают к нему, недавно были в Москве, наблюдали за его работой. А поначалу они скептически относились к тому, чем занят их лучший друг.

Вся жизнь – дорога

«В чём состоит таинство циркового артиста и арены, которую он не может покинуть?» – спрашиваю я Александра. Оказывается, в романтике путешествий, постоянных переездов. Благодаря этому он мог увидеть всю страну – до Байкала и Владивостока. Необходимости и желания ездить за границу у этих артистов пока нет. Им хватает России и ближнего зарубежья. Пока её объедешь всю, поработаешь в каждом из городов по несколько месяцев, в других местах уже успеют о них забыть. Конечно, в постоянных переездах есть минус – семья возит свой скарб за собой, не успеешь привыкнуть к одному месту, через месяц уже надо вновь собираться в дорогу…

Как и у обычной семьи, у Оноприенко собралось множество вещей, одежды. Всё это добро перевозится на фурах. Если в Москве артистам снимают отдельную квартиру, то в других городах они обычно живут в гостиницах при цирках. Есть, конечно, два дома, куда артисты могут вернуться: в Барнаул или в Крым. Но пока молодым некогда отдыхать. Артистам нравится свобода – им не приходится, как многим другим, высиживать на одном месте с утра до вечера. График они рассчитывают сами, а свободное время посвящают детям.

Арена дорога цирковым в первую очередь из-за возможности постоянно пробовать свои силы в новом, придумывать что-то необычное. И в этом смысле люди на манеже не отличаются от актёров кино и театра. Их роднит творческое начало.

Какими могут быть необычные номера с попугаями? Как ни странно, но в цирке почему-то редки полёты птиц. Обычно можно увидеть, как попугаи кувыркаются, лежа на спине, крутят лапами палочку. Сейчас Оноприенко научили своих подопечных перелетать через кольца, установленные по бортам манежа. А ещё их птицы делают трюк «зеркало»: на лету пробивают бумажный заслон. Немногие знают, что в цирковом училище не существует курса дрессуры. Своему ремеслу артисты, работающие с животными, учатся сами, набираются опыта у других. Поэтому в цирке так популярны династии дрессировщиков…

Из танцоров – в джигиты

Джигиты «Апачи» показывают конную акробатику. Они стали обладателями золотой награды на международном фестивале – конкурсе в Ижевске. Руководитель группы Рустам Газзаев рассказал нам удивительную историю о том, как он стал артистом цирка. Он работал танцовщиком в Государственном ансамбле народного танца во Владикавказе, когда однажды его друг пригласил приехать в Ставропольский цирк.

Рустам вспоминает: «Сев на лошадь, я сразу же понял, что конная джигитовка – моя судьба. Мне дали команду: прыгай с лошади! Не моргнув глазом, я сразу же сделал вольтижировку. Волосы встали дыбом, по коже пробежали мурашки. И понял – отсюда уже не уйду». А ведь до того момента он ни разу не сидел верхом…

В цирке он пятнадцать лет, в том же Ставрополе познакомился со своей будущей женой Нелей. Восемь лет назад её взяли в конный балет – девушка тоже не имела отношения к цирку, с тех пор они не расстаются. Любопытно, что Гия Эрадзе, основной руководитель – мозг и локомотив Королевского цирка, – в котором и работает Рустам Газзаев, также был раньше танцором. Коллектив Гии Эрадзе состоит из 140 человек, которые перевозят по стране 24 фуры, 300 животных. В Москве сейчас работают 39 джигитов. В цирке на Цветном бульваре они также по контракту от Росгосцирка. Весной остальные члены группы приедут в цирк Никулина для того, чтобы показать фееричную программу «Пять континентов».

Рустам с гордостью вывел к нам своего любимца – тяжеловоза Петра Великого,в тяжёлой гриве которого красовалась огромная косичка. Заплели её вовсе не для красоты, просто чтобы ему не было жарко. Вообще за своими питомцами джигиты следят, как за малыми детьми: каждый день дают им витамины, три раза на день чистят копыта и моют шампунем в специальной душевой кабине. «Что для вас цирк?» – спрашиваю я у Рустама. Он, не задумываясь, отвечает: «Моя жизнь. Приезжая раз в год домой во Владикавказ, я не знаю, куда себя деть, уже через два дня, начинаю мучиться. Настолько уже привык вставать в семь утра, идти кормить лошадок морковкой и всех расцеловывать». Похоже, что у семьи Газзаевых подрастает продолжатель династии – их дочурка, которой всего два с половиной года, также уже не может жить без лошадей, особенно без Петра Великого.

Рустам пока не торопит события, он знает цену своего труда. А пока девочке предстоит учёба, пусть и кочевая… Её отец утверждает, что цирковые дети более развиты, общительны и бесстрашны, нежели их обычные ровесники. Это связано с тем, что артисты чаще других занимаются со своими детьми дома. Дочь Рустама, например, уже знает алфавит. Цирк учит собранности и умению успевать делать множество дел за день. Цирковые люди высокомерны по отношению к остальному миру? Рустам отрицает это. На этот вопрос так же ответил нам и внук Юрия Никулина – Юрий, который тоже здесь работает: «Почему цирковые люди должны чувствовать себя особенными? Ведь они, так же как остальные профессионалы – врачи, военные, педагоги, делают своё дело…»



Рейтинг@Mail.ru