Вернуться к обычному виду

Воронежский цирк: искусство с вековой историей

Опубликовано: 9 Февраля 2015  |  Источник: Воронежский городской портал Возврат к списку
Воронежский цирк: искусство с вековой историей Когда-то наш город был настоящей цирковой столицей: здесь выступали всемирно известные артисты, а на представления выстраивались очереди

Единственный в Воронеже цирк расположился недалеко от центра города – на улице 20-летия Октября – в пяти минутах от главной площади Воронежа. Появилось оно там только в 1972 году. Меж тем цирковое искусство столицы Черноземья насчитывает более ста двадцати лет. Воронежский цирк младше московского, что на Цветном бульваре, всего на два года.
 
Цирк в Воронеже начался с итальянца
 
Основателем воронежского цирка стал итальянец Максимилиано Труцци, который приехал в Россию в 1880 году. Сначала представитель известной в то время цирковой династии колесил по городам России, долго работал в Москве, где быстро прославился благодаря оригинальным номерам, не имевшим аналогов в России. Икарийские игры, пантомима, наездничество – все это было ново для русских людей, а потому сотни людей приходили посмотреть на рискованного итальянца. Со временем Труцци захотел построить собственный цирк. Для этого артист выбрал Воронежскую губернию.
 
В 1882 году в городе появилось деревянное цирковое здание. Расположился стационарный цирк на Староконной площади (ныне площадь Ленина). 
 
В новом здание выступало немало жителей города. Хотя знали об это далеко не все. Тогда были престижно брать псевдонимы и афиши украшали имена Уильямса или Круффи. Никто даже не догадывался, что это были воронежские артисты.
 
Очень быстро воронежский цирк стал одним из крупнейших в провинциальной России. Известнейшие цирковые артисты того времени почитали за честь выступать на его арене.
 
Именно в этом здание начинал свою карьеру клоуна известный артист Анатолий Леонидович Дуров.
Будущий цирковой артист, основатель крупнейшей цирковой династии Дуровых, Анатолий родился в Москве в 1864 году. Мальчик рано потерял родителей. Воспитывал его дядя, от которого в 16 лет Дуров ушел в балаган Вайнштока, где в 1880 году и началась его цирковая карьера. Сначала он пробует себя как канатоходец и акробат на трапеции, но свое призвание находит в роли клоуна.
 
О Дурове ходили легенды. В Австро-Венгрии ему рукоплескал сам император, в Париже в его честь отчеканили памятный жетон. «Всеобщая энциклопедия циркового искусства», изданная в Дюссельдорфе, посвятила Дурову, единственному русскому в книге, отдельную главу.
 
Особенностью Дурова было то, что он всегда выступал с животными. С помощью свои помощников циркач показывает басни, сценки и показывает на арене целые пьесы.
 
"На представления воронежского цирка выстраивались очереди"
 
В 1905 году в городе появилось новое здание цирка, на Театральной площади. Оно было рассчитано на 1500 мест. В цирке того времени выступали Г. Зерендорф, А. А. и Е. Р. Дуровы, К. Фаччиоли, Цаппа, К. Гебель, Сазоновы-Орландо  — артисты, которые организовали цирковое товарищество «Кооператив» и прославили воронежский цирк, который отныне стали узнавать далеко за пределами региона.
 
В 1920 году здание цирка было разрушено. Вновь свой дом воронежские циркачи обрели в 1929 году уже  в другом месте − на улице Плехановской, в здании «Апекса». Большой каменный цирк, который  был рассчитан на 3000 мест. Цирк получил имя С. М. Буденного − советского военачальника, который любил конный спорт и цирковое искусство. В октябре 1919 года конница Буденного освободила Воронеж от белогвардейцев.
 
Воронежцы с большой охотой шли в новое здание.  Хотелось взглянуть на современную постройку, необычный интерьер, посидеть в удобных венских креслах. Кстати, самые дорогие билеты были в первом ряду − 1 рубль 75 копеек за место, самые дешевые − 20 копеек. Более 196 тысяч человек побывало в новом цирке за сезон. При том, что цирк-шапито, в котором воронежские артисты выступали до этого, за такой же период времени посетило всего 158 тысяч зрителей. Из-за небывалой популярности даже пришлось увеличить количество выступлений: с запланированных 84 до  123.
 
В 1927 год в Воронеж вновь вернулся Анатолий Дуров. На протяжении двух недель он выступал в городе. Говорят, что маэстро привез с собой пять вагонов зверей. На арене цирка  животные демонстрировали чудеса дрессировки: морские львы перебрасывались мячами, обезьяны играли на музыкальных инструментах, а барсуки и еноты строили из себя пассажиров поезда. Желающих посмотреть на эти чудеса не было предела. Восторженная публика каждый вечер рукоплескала Дурову и его питомцам.
 
А в августе 1929 года в цирке состоялись гастроли внука Анатолия Дурова, Владимира Дурова-Шевченко. Это были первые гастроли молодого артиста в родном городе.
 
Газета «Коммуна» тогда писала: «Владимир Дуров-Шевченко – племянник Анатолия Анатольевича Дурова, трагически скончавшегося от случайного выстрела на охоте, и унаследовавшего его животных. Самый молодой дрессировщик в СССР. В его дрессуре – полное отсутствие кнута, нет никакого террора по отношению к животным, а есть только вкусовые поощрения. Везёт Дуров-Шевченко в Воронеж восемь вагонов животных: индийского слона, морских львов, медведей, волков, обезьян. А ещё среди его питомцев – барсуки, хорьки, дикобразы, гиены».
 
Новая послевоенная эпоха
 
Во время Второй Мировой войны здание воронежского цирка сильно пострадало. К 1948 году в Первомайском сквере появилось дощатое сооружение с брезентовым шатром-крышей – это был новый цирк-шапито, который был домом для воронежских циркачей и с теплом принимал гастролеров из других городов вплоть до 1972 года. В этом здание  начинал свою карьеру еще один именитый клоун − Олег Попов. В 1951 году он вступил в молодежный цирковой коллектив, где выступал вместе с Б.М. Романовым и В. Масловским. Молодые циркачи искали что-то новое и не боялись экспериментировать. Горожане с нетерпением ждали начала сезона и как только начинались цирковые представления, очереди в цирк стояли от самого проспекта Революции.
 
В 1972 году в Воронеже было построено современное здание на 2400 мест, которое сейчас можно найти на улице 20-летия Октября. Именно здесь начался современный этап воронежского цирка, история которого неразрывно связана со следующими артистами: эквилибрист на переходной лестнице Иван Золототрубов, силовые акробаты Зуев и Тертычный, соло-гимнаст Леонид Шапошников, турнисты Павел Дрыгин и Алексей Козявин, гимнаст Михаил Николаев, зквилибристы на мотоциклах Пекулины.
 
На втором этаже цирка в июле 2008 года появился памятник Анатолию Дурову. Автор скульптуры — грузинский скульптор Вано Арсенадзе.
 
Воронежский цирк известен как постановочный, на его арене создано много оригинальных номеров. На смену одному поколению приходит новое, молодое, и хотя в Воронеже нет циркового училища, но детско-юношеская школа Олимпийского резерва готовит замечательных гимнастов, акробатов, эквилибристов. И среди них трехкратный чемпион мира Вячеслав Новичихин, Сергей Восковых, Андрей Сильчев, Олег Плотников, Елена Солодовникова, Анна Зарьянова, Олег Федосов.
 
Сейчас художественный руководитель цирка − представитель известной цирковой династии Танти Борис Бирюков.
 
В сентябре 2014 в цирке открылась фотовыставка «Они работали на манеже Воронежского цирка», приуроченная к 95-летию российского цирка (прим. ред. – официально цирк в России появился в 1929 году, когда был подписан декрет о «Национализации цирков и театрально-зрелищных предприятий»).
Ежегодно в Воронежском цирке дается до двухсот представлений, на которых присутствует свыше двухсот тысяч зрителей.

Фотоматериалы

Рейтинг@Mail.ru