Вернуться к обычному виду

95 пишем, 100 – в уме

Опубликовано: 26 Февраля 2015  |  Источник: Независимая газета Возврат к списку
95 пишем, 100 – в уме

В подавляющем большинстве случаев юбилей – вещь приятная. Поэтому уважающие себя организации стараются отмечать их при каждом удобном случае, раз в пять лет – это как минимум. Тогда жизнь превращается в сплошной праздник.

Правда, отдельные пуритански настроенные господа всерьез полагают, что некоторые числа, кратные лишь пяти, а не десяти, все же являются не чистыми юбилеями – 65, 85. А вот 95 отмечать необходимо, ибо это является проверкой готовности к громкому вековому юбилею, генеральной репетицией грядущего, которое не за горами.

26 августа 1919 года Ленин подписал декрет «Об объединении театрального дела», одной из задач которого являлось создание государственной системы цирков. Ныне такая структура называется Росгосцирк. К своему 95-летию она совместно с Министерством культуры РФ выпустила в свет большой праздничный альбом. В нем собрана масса редких фотографий, рассказы артистов цирка об эффектных случаях из своей практики и обзорный исторический очерк.

Надо отдать должное автору-составителю Островскому, постаравшемуся избежать привычной юбилейной трескотни, сводящейся лишь к перечислению достижений «за истекший период». Нет, в работе циркового хозяйства встречалось достаточно много сложностей. В первые годы после революции периферийные цирки сидели на скудном финансовом пайке, частые административные реформы мало способствовали делу. Но постепенно появились зримые результаты. Особенно это стало заметно, когда цирковое искусство пополнилось новыми творческими силами, в том числе фигурами, пришедшими из смежных «отраслей». К таковым относятся поэт Маяковский, режиссер Мейерхольд, художник Юон, хореограф Голейзовский… Появились номера с дрессированными животными, что раньше было прерогативой зарубежных артистов.

При всех своих заслугах альбом производит впечатление промежуточного, трудно избавиться от ощущения, что это шаг к чему-то большему. Еще не все заслуживающие внимания потомков артисты представлены. Нет биографического указателя, что при обилии имен немаловажно. Подписи под фотографиями предельно скупы, а иной раз и вовсе пропущены. Мы, разумеется, уважаем Нэдин Кадыр-Гулям, и труппу Симадо, но все же не хочется поминутно заглядывать в Интернет, чтобы узнать, кто это такие. Из оригинальных придумок следует отметить высококачественные цветные вкладыши, позволяющие обладателям альбома в будущем участвовать в лотерее.

Можно не сомневаться, материалов для большого альбома уже предостаточно. Все-таки 95 лет на арене! К тому же к истории российского цирка постепенно прибавляются новые страницы. За примером далеко ходить не надо – на следующий день после презентации юбилейного издания стало известно, что на Международном фестивале акробатического искусства в Китае, на родине акробатики, можно сказать, в логове родоначальников жанра, первое место заняла группа под руководством Игоря Стынки, установив при этом мировой рекорд – выполнив три тройных сальто-мортале назад.

Вот тебе, бабушка, и але оп!


Рейтинг@Mail.ru