Вернуться к обычному виду

Директор Росгосцирка не принуждает своих артистов выступать в Донецке

Опубликовано: 27 Февраля 2015  |  Источник: ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец» Возврат к списку
Директор Росгосцирка не принуждает своих артистов выступать в Донецке

«Простите, часовню тоже я развалил?» — «Нет. Это было до вас — в ХIV веке» — эти знаменитые слова из «Кавказской пленницы» цитирует директор Росгосцирка Вадим Гаглоев в ответ на многочисленные претензии в свой адрес… Вместе с 40 цирками и 1500 артистами ему в наследство от предыдущих директоров достались огромные долги и множество проблем, которые Гаглоев пытается решать по мере сил и возможностей…

— Вадим Черменович, в одном из интервью вы назвали себя «реаниматором» и сказали в ответ на упреки критиков в том, что вы убиваете цирк: «Не приписывайте мне чужие заслуги. Он уже убит!»

— Я не хочу говорить неуважительно о своих предшественниках, но в наследство мне досталось большое количество долгов. Финансовое положение очень сложное. Поэтому мне смешно слышать упреки, что я разрушил цирковое искусство. Я просто физически не мог бы это сделать за те месяцы, что нахожусь в должности генерального директора. И моя задача — как раз восстановить имущественный фонд, оснастить цирки современным оборудованием и создавать интересные, значимые программы...

Но самая большая проблема в том, что наша система не является корпорацией, «семьей». Каждый сам за себя. В прошлом году мы создали художественный совет. Уже провели три выездных заседания. Смотрим представления и делаем определенные выводы, направленные на улучшение качества программ. И когда мы на худсовете рассматриваем номера, говорят: «Приехал Гаглоев с судом!» Но я же сужу и себя тоже, это же наша программа, наши артисты, наши цирки…

— А кто является членами худсовета?

— Сейчас это команда из 27 человек. В нее входят народные артисты, директора цирков, прокатчики.

— Какова судьба артистов, чьи номера не произвели должного впечатления на членов худсовета?

— Если уровень номера низкий, он снимается с программы и отправляется на репетиционный период. Мы смотрим, что можно сделать, как исправить, в чем проблема низкого качества. Наша задача — создать условия для работы. Бывает, программа сама по себе мощная, но «упаковка», извините за это слово, страдает — старые костюмы, плохие свет, звук, реквизит. И в этом случае мы выделяем средства, чтобы номер заиграл новыми красками. Но, конечно, что греха таить, не все артисты работают достойно, и бывает, что уровень их мастерства оставляет желать лучшего… Тогда надо принимать другие меры. Вплоть до увольнения. Артист Росгосцирка — это своеобразный знак качества. И нужно относиться к своей работе соответственно.

— Вы наверняка в курсе того, что пишут на форуме сайта ruscircus. Сколько же там критики в ваш адрес!

— У меня вообще складывается впечатление: что бы я и моя команда ни делали, все равно напишут гадость. Поздравил ветеранов — пишут, что я пиарюсь. Поаплодировал зарубежным артистам на фестивале — пишут, что не патриот... Придумывают истории, что животных морят голодом. Конечно, не ошибается тот, кто ничего не делает. И есть много проблем, которые я пока не понимаю, как решить… Например, Трудинспекция не вылезает из Росгосцирка, потому что те трудовые отношения, которые мне достались в наследство, были заключены с нарушениями. А это грозит серьезными штрафами и оргвыводами. У нас в жутком состоянии имущественный комплекс. Пока мы запустили в ремонт три цирка. Денег на все не хватает. В общем, есть абсолютно реальные хозяйственные проблемы. Я не говорю о творческих.

— Но давайте все-таки и о них поговорим…

— Сейчас существуют 33 разные программы, которые идут по конвейеру. И основная творческая задача в том, чтобы одна программа не была похожа на другую. Не секрет, что сегодня качество номеров хромает. Проблема не только в исполнительском мастерстве, но и в музыке, реквизите, свете. Мы ведем статистику — смотрим, как проходят программы в разных городах, какие пользуются наибольшим успехом. Сегодня зритель голосует за цельное шоу. Классический цирк-дивертисмент, где номера были набраны по случайному признаку, уже не устраивает. Зритель избалован разными шоу, шагнул вперед кинематограф. Поэтому нужно красивое мощное зрелище, где во главе угла все равно стоит его величество трюк. Яркий пример — братья Запашные, которые каждый год делают шоу самого высокого уровня.

— Недавно прошел самый престижный цирковой фестиваль в Монте-Карло. Российские артисты заняли все призовые места…

— Серебряную награду получил номер «Синхрон» акробатов на «русской палке» под управлением заслуженного артиста России Аркадия Шатирова. Хотя, на мой взгляд, ему должны были дать золото! Они крутят четыре сальто назад и, что самое удивительное, вперед. Единственная в мире исполнительница этих трюков Мария Еремина. Во время фестиваля они готовили трюк на пять сальто вперед. Это физически нереально! И я бы только за одну попытку дал золото. Иначе не вижу смысла в фестивале. Он должен стимулировать рост артиста… Но, к сожалению, попытка сделать пять сальто не удалась. Хотя на репетиции они выполнили все чисто…

Немного радости для детей Донбасса

— Если можно, давайте вернемся к теме «недовольных»…

— В каждом случае надо разбираться отдельно. Например, дрессировщик Сергей Герасимов долгие годы содержал личных животных за государственный счет. 33 животных — медведи, енот, собаки. Он уже очень давно не работал как артист, не выходил на манеж. Мы кормили этих животных, лечили. От гастролей он отказывался, потому что разучился работать. Вообще-то я не очень понимаю, как можно тратить государственные деньги на личных животных. Мы предлагали ему забрать зверей, разместить в питомнике. Но, конечно, лучше заниматься продажей породистых щенков за государственный счет, чем работать на манеже. С ним мы расстались…

— А Ольга Борисова — дрессировщица белых львов — уверяет, что ей не дают гастроли в «нормальных» городах, а предложили гастроли в Донецке…

— Перед Новым годом к нам обратились директор донецкого цирка и правительство ДНР с просьбой выступить у них. Но понятно, что это дело сугубо добровольное. И я спросил у Ольги: «Можете? Если нет, я пойму». Но она подняла шум, что ее туда отправляют… Поверьте, решение с гастролями в Донецке стоило мне дополнительных седых волос. Там было 11 представлений. Только представьте: 11 раз в одном и том же месте в одно и то же время собирается 2000 человек! И это в условиях, когда фактически идет война… Прежде чем решиться на этот шаг, мы очень долго и внимательно изучали все тонкости, было очень много консультаций со службами безопасности России и ДНР. Проговаривали все нюансы… Но отказать людям в кусочке мира, радости, который был так нужен им и их детям, мы не могли. Ведь в годы войны фронтовые бригады работали в страшных условиях. Это тоже часть профессии. И те, кто это понимают, откликнулись и поехали…

Цирковое царство в Автово

— В сентябре открылся цирк в Автово. Причем не без скандала. Тамерлан Нугзаров рассказал на страницах нашей газеты, что вы предложили его коллективу субботник…

— Тамерлан — замечательный артист. И более того, когда мы принимали решение, какой программой открывать цирк в Автово, возникла идея «Горской легенды». Я предложил Тамерлану, чтобы его труппа поработала над воссозданием цирка… Однажды я произнес слово «субботник», и все за него ухватились, стали говорить, что Гаглоев деньги, которые выделили на ремонт, положил себе в карман, а люди бесплатно работали. Но, конечно же, это неправда. Но обида Тамерлана на меня осталась. Не очень понимаю почему. В любом случае в Цирке в Автово уже запустилась четвертая программа. И все конфликты отходят на второй план, потому что уже есть конкретный результат — петербуржцы могут прийти и посмотреть представление.

— Что ждет в будущем цирк в Автово?

— Я посмотрю, как цирк работает в течение сезона, какие у него будут финансовые результаты, посещаемость. В будущем у меня есть желание построить современный цирковой комплекс — что-то вроде универсального трансформера. Изменяющаяся геометрия зрительного зала, манежа. Чтобы можно было прокатывать любые программы. Планируется улучшить технические возможности — свет, звук, 3D-проекции... Если коротко, то вкладываться нужно не в «стены», а в технологии. Также благодаря тому, что вокруг цирка прекрасная территория, мы хотим реализовать проект под условным названием «цирк-парк». Планируются открытые вольеры для животных, чтобы им было более комфортно, чем в клетках, и заодно это могло бы быть экспозицией для посетителей. Также будут аттракционы, есть идея поставить колесо обозрения. Надеюсь, Правительство Петербурга пойдет нам навстречу.

— В чем, на ваш взгляд, причина того, что на федеральных ТВ-каналах нет передач о цирке?

— Значит, в какой-то момент мы стали неинтересны. Проще всего надуть щеки и сказать: «Эрнст не любит цирк!» Но обида — тупиковый путь. У меня есть идея сериала о цирке, профессиональной цирковой премии. Ее уже поддержали и зарубежные коллеги, включая принцессу Монако Стефанию… Премия состоится в Сочи с 12 по 14 июня. Там будут и уличные представления, и цветная вечеринка — «раскрась слона на пляже», приедут цирковые артисты и кинозвезды. Я предложил Андрею Могучему в рамках этой премии показать под открытым небом спектакль «Орландо». В общем, идей очень много. И направлено это все в первую очередь на то, чтобы уникальных цирковых артистов, как, например, Андрей Корнилов, Василий Тимченко, дуэт Спирин — Котельников, знал не только узкий круг любителей, но и обычный зритель. Мне обидно за них. Например, артистов эстрады у нас знают все, хотя их труд несравним с трудом цирковых.


Рейтинг@Mail.ru