Вернуться к обычному виду

Глава “Росгосцирка”: Россия – Голливуд для цирковых артистов

Опубликовано: 27 Апреля 2015  |  Источник: "Блокнот" информационное агентство Возврат к списку
Глава “Росгосцирка”: Россия – Голливуд для цирковых артистов

"Блокнот" поговорил с генеральным директором "Росгосцирка" Вадимом Гаглоевым о противостоянии цирка и зоозащитников, о престиже профессии циркача и использовании новейших технологий "под куполом".

В последнее время СМИ сообщают, что во многих российских цирках плохие условия содержания животных. Насколько эта информация достоверна, а также чем живет и «дышит» цирк в нашей стране мы решили поинтересоваться у генерального директора «Росгосцирка» Вадима Гаглоева.

- Вадим Черменович, как складываются отношения между цирками и зоозащитниками? Как Вы относитесь к акциям протеста, которые постоянно проводят защитники животных?

- Конфликты есть. Но мне кажется, что это уже такое фарисейство. Выходят на акции протеста эти зоозащитники в меховых одеждах и кожаных куртках, понимаете?! В цирке работают с животными профессионально. В «Росгосцирке» 2000 животных из всего, так сказать, поголовья животных во всем мире. А сколько в сельском хозяйстве, а в милиции, министерстве обороны? Труд животных используется в разных областях и только к цирку предъявляются претензии.

- Что можете сказать об обвинениях цирков в издевательстве над животными?

Компания «Росгосцирк» использует труд животных, но с ними работают профессиональные люди, которые воспитывают своих питомцев с самой первой секунды рождения. Они живут у них дома, выкармливают их из бутылочек, дрессировщики для них – родители. И когда говорят о жестоком обращении, у меня всегда это вызывает улыбку, потому что люди не знают: дрессировщик относится к животному, как к члену своей семьи, если не ребенку. Когда воспитываете ребенка, тоже применяете некий элемент насилия – он же не хочет делать уроки, хочет в футбол играть, а вы его заставляете делать уроки, понимая, что это необходимо с той или иной точки зрения. Поэтому нужно относиться без двойных стандартов.

Другой вопрос, что в нашей стране и за рубежом очень много так называемых «диких» цирков, шапито, где зачастую животные используются неправильно и непрофессиональными людьми. Люди видят подобные вещи в этих заведениях и ассоциируют с цирком вообще. И этот вопрос мы недавно обсуждали в Госдуме при обсуждении закона «О жестоком обращении с животными». Это вопрос не только к цирку или зоопарку, здесь-то на самом деле меньше всего таких вещей. Многие люди покупают диких животных, в том числе и хищников, не могут с ними справиться, они потом живут в плохих условиях и так далее. Вот с этими вещами нужно бороться.

- Как считаете, в будущем цирк будет делать упор на «живой ресурс» в своих представлениях или на электронику? Все-таки технологии развиваются…

- Вопрос очень острый, который стоит вообще в мировом цирке – это использование труда животных в цирке. Животные в цирке, на мой взгляд, это очень важная составляющая. Мы на земле живем с ними очень долго, несколько сот тысяч лет, если не миллионов. Когда дрессировщик работает с животными, он составляет маленькую модель нашей планеты и взаимодействия друг с другом. Мы забыли, что рядом с нами находятся живые существа, обладающие разумом и, что самое интересное, характером. Дрессировщик использует зверей при постановке номеров: кто-то из них веселый, кто-то грустный, кто-то хулиган, кому-то нравится пошалить. И вот это использование животных приводит к тому, что возникает такой треугольник «артист-животное-зритель».

- Чем цирк намерен порадовать своих зрителей в 2015 году, в каком направлении будете двигаться?

Безусловно, сегодняшний зритель – это уже не зритель 20-го столетия, «золотого» века развития цирка. К сожалению, наше цирковое искусство отстало от других областей в смысле использования достижений современной науки и техники, которые просто потрясают. Еще необходимо, чтобы наши цирковые представления были сюжетными спектаклями, потому что зачастую все наши программы формируются по принципу «дивертисмента» – набора цирковых номеров разных жанров по достаточно случайному признаку. Будущее, на мой взгляд, все-таки за сюжетными полноценными шоу. Мы проводим анализ продаж и посещений зрителями каждого нашего спектакля, в каждом цирке и видим, что там, где есть цельное шоу, зрителей больше. Вот в этом направлении и надо двигаться.

- С какими трудностями сталкиваются российские цирки в своей деятельности?

- Трудностей много, и они, наверное, такие же, как и у всех. Все виды искусства находят новые формы на протяжении веков. В живописи есть и реализм, и абстракционизм, и импрессионизм. Все это потому, что люди – художники, они ищут новые формы для выражения своих мыслей. Так же развивается театр, кино и мы. У нас те же трудности роста, поиска новых форм, их реализации, продвижения. Еще совсем недавно цирк воспринимался так, будто он «заснул в опилках» и остался старой формы. Самая главная трудность – быть востребованным, быть на пике и находить новые интересные формы.

- На каком уровне находится интерес общественности к циркам. Возрос или уменьшился он за последние годы?

- Он упал, но за последний год он вырос (смеется). Нет, это правда, мы анализируем количество публикаций о цирке и интереса зрительского и журналистского. У нас есть статистика, которая говорит о том, что за последний год внимание к нему возросло.

- Слышал о подготовке к проведению ежегодной международной премии циркового искусства “Master”. Расскажите, пожалуйста, об этом конкурсе.

- Это церемония награждения международной цирковой профессиональной премией. Такой премии в цирковом мире не было. «Росгосцирк» – самая крупная цирковая компания мира, поэтому именно в нашей среде родилась эта идея, ее начали осуществлять где-то полгода назад. Мы получили поддержку от мирового сообщества, идея всем понравилась, потому что решает целый ряд проблем, которые накопились за последние годы не только в России, но и во всем мире.

В первую очередь – это безликость циркового артиста. Артистов эстрады и кино все знают, а цирковых артистов в лицо никто. Например, кто знает такого замечательного клоуна, который живет в одно время с нами – Дэвида Ларибль, а он один из серьезных мастеров циркового искусства. В спорте мы знаем сколько скандалов из-за использования анаболиков! В цирке этого нет, потому что мы должны быть на пике мастерства всегда. Рассказали свою идею, получили поддержку министра культуры, комитета культуры Госдумы и администрации президента. Я обычно объясняю, что такое «Master» очень просто, в мире кинематографа есть вершина, куда все стремятся – это Голливуд и Оскар. А вершина циркового искусства находится в России и не использовать это в качестве создания такой профессиональной премии именно у нас в стране, на мой взгляд, было бы глупо и неуместно.

- Как будет проходить церемония?

- Проводить фестиваль будем в Сочи. Победителя определим в два этапа. Будет 12 номинаций. Интернет-голосование выявит по пять претендентов в каждой номинации, набравших наибольшее количество голосов. Они перейдут уже во вторую стадию определения победителя, где лидера тайным голосованием выберет профессиональная экспертная международная группа жюри, состоящая из 13 человек, не будет никакого обсуждения, это будет честно.

На церемонии вручения вскроют конверт с именами победителей. У нас будет еще одна номинация «Легенда». Забегая вперед, я могу сказать, что Олег Константинович Попов мог бы быть главным претендентом на номинацию «Легенда Цирка».

- Стало известно, что «Росгосцирк» намерен сотрудничать с ДНР и ЛНР.

- В прошлом году мы отметили 95-летие «Росгосцирка», это Владимир Ильич Ленин подписал указ о создании управления цирков 26 августа 1919 года в разгар гражданской войны. И долгое время все цирки страны находились в едином управлении «Союзгосцирк», который включал в себя 62 цирка, в том числе цирки в Луганске и Донецке.

Люди, которые работают в цирках ДНР и ЛНР, известны, их знают в цирковых кругах, это когда-то была одна семья, разделенная границами при распаде СССР. В Донецке цирк хорошо сохранился, оттуда вернулся недавно мой советник. Он встречался с директором цирка, министром культуры ДНР. Мы уже провели совместные спектакли на Новый год, в которых пока участвовали всего четыре наших артиста. Сейчас готовим полноценную программу, в мае ее отработаем полностью.

- Какой из цирков в России можно назвать лучшим?

В компанию входит 43 цирка, они расположены от Калининграда до Владивостока, есть малые города и большие. Сложно сравнить цирк в Костроме, например, с цирком в Екатеринбурге. Поэтому они работают немного по-разному. Наша компания существует, чтобы экономику выравнивать, потому что сборы в малых городах будут меньше, чем в городах-миллиониках.

Но к примеру, у нас замечательный цирк в Нижнем Новгороде – отреставрированный, отремонтированный, большой цирк с потрясающими возможностями. Екатеринбургский цирк – один из лидеров, его возглавляет народный артист России Анатолий Марчевский. И цирки в Самаре, Волгограде, Ставрополе, в Тюмени… Кстати, тульский цирк замечательно сделан и такой… театральный очень.

Есть ли какой-то проект по строительству или расширению новых цирков в России?

- Конечно есть. Это целая программа, такая дорожная карта, рассчитанная на пять лет. В прошлом году мы начали ее реализацию – начались капитальные ремонты цирков в Иваново, Туле, Рязани, в этом году мы их уже вводим после капремонта. Начинаем в Омске, Уфе, Кисловодске, Ростове, Саратове, есть план по реконструкции самарского цирка.

Это серьезная работа, поскольку цирки, которые у нас есть, были построены в 70-х годах прошлого века, в основном, и за время эксплуатации, конечно, «подустали» серьезно. Это основная задача – привести в порядок имущественный фонд.

- Как думаете, быть цирковым артистом сейчас престижно?

Профессия недостаточно престижна, недостаточно оплачиваема. И как раз премия “Master” направлена на то, чтобы поднять этот престиж. В ней будут участвовать звезды из других областей искусства и вручать призы, чтобы наше цирковое искусство поднять на должный уровень. Это важно для притока новых людей, новой крови.

Хоть и зачастую говорят, что в цирк не идут, потому что это не престижно, мы уже сделали один шаг: открыли одну дверцу, и в нее уже вошли молодые ребята, открыли шире и, оказывается, многим очень интересно поработать в цирке, чтобы свои творческие амбиции реализовывать. Не все и не всегда измеряется деньгами. Это ошибка и, наверное, в какой-то мере оправдание своего безделья.

- Хватает ли средств, выделяемых государством «Росгосцирку»?

- Они достаточны. Я очень часто слышу призывы к государству, как будто к организации на другой планете: вы должны выделять деньги на культуру, на образование, всегда этих денег мало, и это вечный замкнутый круг. А государство и так достаточно дает денег, вопрос в эффективности использования этих средств. Компании передано значительное имущество на безвозмездной основе. Кроме того, ежегодно мы получаем субсидии, а это приблизительно более 30% от общих доходов, и это – значительная сумма. Если б не было помощи государства, мы бы не досчитались 30% собственных доходов. Можно рассуждать, много это или мало. Я считаю, что этого достаточно, нужно научиться этим распоряжаться.

- Что в завершение скажете нашим читателям?

- Приходите в цирк, потому что это – настоящее искусство. Оно может быть простое, но не значит примитивное. В цирке всегда чистые эмоции: радость, любовь, огорчение, восхищение или страх. Цирковой художник пишет свои картины чистыми красками, не смешивая их, но при этом создает замечательную палитру положительных эмоций. Не забывайте, что цирк – первый вид искусства, с которым впервые знакомятся люди в детстве. Цирк закладывает поведенческие и ментальные черты в жизни маленьких жителей…


Видеоматериал

Рейтинг@Mail.ru