Вернуться к обычному виду

Парад-алле на передовой

Опубликовано: 12 Мая 2015  |  Источник: OAO Редакция газеты "Вечерняя Москва" Возврат к списку
Парад-алле на передовой Цирк в годы войны — об этом до сих пор мало что известно. А ведь цирковые артисты постоянно выезжали на передовую, выступали, заряжая бойцов энергией и верой в Победу. Кстати, цирковая выучка спасала артистов в самых неожиданных ситуациях.

С началом войны вчерашние жонглеры и акробаты, воздушные гимнасты и дрессировщики, наездники и клоуны стали разведчиками и пулеметчиками, саперами и артиллеристами, летчиками и пехотинцами.

ПОД БАРАБАННУЮ ДРОБЬ

Сегодня из бывших участников боевых действий в живых остались единицы. Но дети фронтовых артистов сохранили воспоминания о тех днях. Леонтий Иванович Папазов, в годы войны вместе с родителями работавший в Цирке на Цветном бульваре, вспоминает: «Мы с папой выпустили свой знаменитый номер «Воздушные гимнасты Папазовы», а сестры Кох — моя мама и две мои тетки — не менее известный «Семафор». После представлений сестры Кох ходили в госпиталь и до трех часов ночи ухаживали за больными. Они приносили домой грязные, окровавленные и старые бинты, стирали их, развешивали, а мы с братом крутили эти бинты, и мать относила их обратно в госпиталь».

Для бывшего клоуна Виктора Алексеевича Коваленко самое яркое воспоминание военных лет — это Парад Победы на Красной площади в июне 1945 года.

— Мне посчастливилось быть его участником, — с гордостью говорит он. — Накануне во всех московских оркестрах запросили данные о музыкантах — нужно было набрать целый полк барабанщиков. Было очень много репетиций — и под Москвой, и на самой Красной площади. Нас учили чеканить шаг, отбивая барабанную дробь. Наша рота открывала парад. Мы шли, делая ровно 120 шагов в минуту, чеканя шаг под барабанную дробь: тра-тата, тра-та-та. Я шел во втором ряду, третьим или четвертым, если смотреть со стороны мавзолея. У всех на глазах были слезы. Мы были счастливы и горды.

ДЖИГИТОВКА ПОД ОГНЕМ

Прямо с манежа на передовую отправился Ансамбль наездников Михаила Туганова, блиставший в московском Цирке на Цветном бульваре еще до войны. Джигиты Туганова воевали в составе кавалерийского полка знаменитого генерала Доватора. Молниеносные атаки лихих наездников не раз повергали фашистов в бегство.

— Однажды отец совершил подвиг, на который был способен только он, — рассказывает дочь героя Дзерасса Туганова. — Рядом с тем местом, где стояли артисты, была деревня, оккупированная фашистами, и ее никак не могли взять.

Папа уговорил своих ребят поскакать в эту деревню, спрятавшись у лошадей под животом, — есть такой сложный трюк в джигитовке. Немцы увидели, что скачет табун лошадей, и ничего не стали делать. А когда лошади приблизились, всадники резко оседлали их и расстреляли врагов из автоматов. Деревня была взята! В составе кавалерийской дивизии провоевал всю войну и клоун Василий Григорьевич Мозель. «Ходил в рейды по тылам — вот это были «репризы», — вспоминал он. — Фашистам, правда, было не до смеха».

Цирковые громили врага на суше, на море и в воздухе. Легендарный Владимир Довейко — представитель известной династии акробатов — окончил авиашколу и сел за штурвал бомбардировщика. Фюзеляж его самолета украшало изображение клоуна. А «трюки», которые выполнял он в воздухе, доставляли врагу столько неприятностей, что он был включен Гиммлером в список особо опасных пилотов, «подлежащих уничтожению в первую очередь». Довейко провоевал всю войну без единой раны.

КОНЦЕРТ «В ПЕРЕБЕЖКУ»

Цирковые группы, выезжавшие на фронт, выполняли важную задачу. Куплетисты пели частушки, акробаты-эксцентрики разыгрывали смешные сценки, ведя прицельный сатирический огонь по фашистским мишеням. В «Записках» иллюзиониста Ильи Символокова описано, в каких условиях работали артисты. «Зимой под Ржевом мы разбились на группы по два-три человека и в перебежку выступали в землянках и блиндажах. Обычная картина: старшина выделяет двух бойцов, один слева держит в руках медную гильзу-коптилку, второй — справа. А мы в этом мерцающем свете показываем все, что умеем. Как только выступил в этой землянке — полушубок на плечи — и в соседнюю, а сюда подбегают освободившиеся артисты…»

КАЖДАЯ ШУТКА — ВЫСТРЕЛ ПО ВРАГУ

С особым энтузиазмом бойцы встречали номера клоунады.

—У Карандаша была реприза «Наступление на Москву», — рассказывает Валентина Савина, директор Училища циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева (Карандаша). — Из бочки и ящика сооружали импровизированный танк с нарисованным черепом на боку. В танке сидел «фашист» — Карандаш, вооруженный дубиной, ножами, топором и кричал: «Нах Москоу!» Когда танк оказывался на манеже, происходил взрыв, «фашист» в лохмотьях испуганно убегал за кулисы.

Частым гостем на передовой был и другой знаменитый клоун — Борис Вяткин. В августе 1943 года его цирковая бригада давала концерт перед артиллеристами, только что отбившими танковую атаку противника в районе Ельни. Бойцы, затаив дыхание, смотрели, как небольшого роста человек в клетчатом пиджаке с обведенным румянами ртом вынимал из чемоданчика огромного размера галошу.

— Что это у вас? — спрашивал его конферансье.

— А это, — озорно блеснув глазами, — отвечал клоун, — та самая галоша, в которую Гитлер сел со своим блиц-кригом.

Раздался такой хохот, что слышно было на немецкой стороне. Вскоре над поляной, где шел концерт, засвистели снаряды, разрывы ложились в опасной близости. Но Борис Вяткин не прервал своего выступления.

Как сказал после концерта политрук: «Каждая ваша шутка — выстрел по врагу».

Бригада Бориса Вяткина дала более полутора тысяч концертов перед фронтовиками. А сколько было таких бригад? Сколько было сделано таких «выстрелов» по врагу? Высмеивая и уничтожая фашистов сатирой, циркачи поднимали боевой дух солдат.

НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО…

В газетной статье невозможно назвать поименно всех цирковых артистов, отдавших жизнь в боях за Отечество. В настоящее время завершается работа над книгой, посвященной судьбе цирковых артистов — участников боев и фронтовых бригад.

— Эта книга с рабочим названием «Советский цирк в годы Великой Отечественной войны. 1945–1945 гг.» выйдет ко Дню Победы, — рассказал «Вечерней Москве» советник генерального директора Росгосцирка Григорий Островский. — В нее войдут самые интересные воспоминания цирковых артистов о себе и о войне.

В годы войны проявились лучшие качества советских цирковых артистов — отвага, выносливость, упорство, взаимовыручка.

СПРАВКА

В ноябре 1941 года Московский цирк направил большую группу артистов на фронт в районе Можайска и Волоколамска. В июне 1942 года при Московском и других цирках были созданы фронтовые бригады, которые давали по три-четыре концерта в день. 9 мая 1945 года артисты советского цирка выступали перед воинами-освободителями на лестнице поверженного Рейхстага.

Фотоматериалы

Рейтинг@Mail.ru