Вернуться к обычному виду

К животным – с любовью!

Опубликовано: 15 Апреля 2016 Возврат к списку
К животным –  с любовью!

17 апреля так называемые «зоозащитники» в качестве «подарка» к Всемирному дню цирка готовят акцию «За цирк без животных». Мы поговорили на эту тему с двумя прославленными мастерами отечественного цирка народным артистом России Николаем Павленко и заслуженной артисткой России Долорес Запашной.

– Николай Карпович, круг стран, в которых зрители могут по-прежнему видеть дрессированных животных, сужается. Как Вы можете прокомментировать эту тенденцию?

- В этом я вижу печальную тенденцию отдаления от природы. В мире становится все больше людей, которые понятия не имеют о животных. Недавно я видел совершенно уникальную работу. Женщина в длинном платье, сидя на лошади и закончив работу, снимает оголовье с лошади и лошадь, уже без оголовья исполняет работу при помощи шенкелей. Лошадь даже легла на специально постеленный коврик А это все происходит на поле, на зеленой лужайке, и лошадь инстинктивно начинает грызть траву, причем она грызет траву не так, как корова, ведь строение зубов у нее другое (у коровы нет верхних зубов). Лоснящаяся лошадь, холеное прекрасное животное. И как Вы думаете, какие комментарии пошли? «Бедная лошадь, она такая голодная, что начинает грызть траву». Это говорит о том, что люди все меньше и меньше знают животных, но при этом поддаются тенденциям нападок на цирк. Ведь в мире существуют и другие виды активности с использованием животных. Например, конный спорт. Почему у зоозащитников не возникает вопросов к ним? Ведь там тоже в процессе подготовки к соревнованиям используются методы дрессуры!

Есть и еще одна причина, на мой взгляд. Артисты цирка, которые раньше назывались «балаганщиками, фиглярами, паяцами, скоморохами» – это люди, которые всю жизни говорили и говорят правду, поэтому они никому не угодны и были всегда гонимы, и дошло это отношение до сегодняшнего дня. Единственный период, когда этого не было – это советский период, когда мы были нужны государству.

– Долорес Павловна, согласны ли Вы с этим?

– Да, безусловно. Когда мы были на гастролях в Америке к нам на представление пришел астронавт Нил Армстронг, высадившийся на Луну в 1969 году, и он подарил нам медаль с надписью «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Увидев наш аттракцион «Союз-Аполлон», он был потрясен и сказал нам, что никогда не думал, что языком цирка можно такое показать. Наш цирк играл огромную роль в налаживании политических связей. Миллионы людей посещали цирк. Очереди за билетами были как в мавзолей. Сейчас, к сожалению, это все забыто. Триумфально по миру шел аттракцион Филатовых. Цирковые артисты прокладывали Советскому Союзу дорогу в мир.

– Николай Карпович, Вы многое можете рассказать о содержании животных, ведь начинали Вы свою карьеру в зверинце.

С цирковыми артистами работают ученые, ветеринары, зоотехники. В дрессуре мы используем научные методы, наблюдения ветеринарных врачей. А вот у частников наблюдается совершенно иная картина. Например, держать алабаев, кавказцев, лаек в квартирах совершенно недопустимо. Но никто не возмущается тем, что это форменное варварство. Мы видим массу выброшенных домашних животных.

– Как нам сохранить жанр дрессуры?

Во-первых нам надо активнее работать в международных ассоциациях, таких как ЕСА (Европейская цирковая ассоциация), нам надо перенимать опыт содержания животных в Европе. Вот недавно я работал со знаменитым дрессировщиком Мартином Лейси на юбилейном фестивале в Монте-Карло. Честно говоря, хотя мне не понравилось манежное оформление ( тяжелая клетка, железа много, много занято рабочих, тумбы ), но я без ума от закулисного содержания животных . Они настроили такие потрясающие фургоны для животных! Да, мы не можем возить животных в фургонах, потому что наша страна не рассчитана на фургоны из-за климатических условий. Поэтому нам надо делать фургоны по-другому. И все это сделано очень изящно. Мне очень понравились лампы, которые включаются вечером для обогрева животных. Фантастические условия за кулисами (бассейны в летнее время, которые наполняются опилками в холодный сезон).

– Может быть нам надо закрепить свои права законодательно?

– Думаю, что это мало поможет. Нам надо активнее противостоять зоозащитникам. Надо проводить ответные акции. Надо сделать более открытым процесс репетиций, разрешать зрителям приходить за кулисы и видеть условия содержания животных. Может быть, разместить на вольерах (так как это сделано, например, в цирке Кни ) огромные мониторы, на которых будут отображаться все процессы, происходящие у животных: кормление и рождение детенышей, общение животных между собой). Нам надо поставить такие мониторы, например, в кассовом зале, в фойе. Надо популяризировать цирк с животными. Организовывать открытые встречи зрителей с дрессировщиками.

Но самое интересное, что ни один защитник животных не видел процесс дрессировки от начала и до конца. От момента, когда ты получаешь животное детенышем и до первого его выхода на манеж перед зрителями. Конечно, надо показывать процесс переезда из города в город. Чтобы люди увидели, какой адский труд и терпение стоит за процессом дрессировки. Нужна популяризация этого жанра, люди должны смотреть и видеть, а не слушать, что говорят и вешать на всех ярлыки.

– Как Вы относитесь к частным шапито?

– Помимо стихийных цирков, которые возникают на пустом месте, сегодня любой человек может купить животное. Частники покупают контрабандных животных, зарабатывают на них деньги, а потом избавляются от них. Масса несчастных случаев из-за того, что в таких индивидуальных цирках работают непрофессионалы, и за ними никто не следит. Такие шапито как раз и дискредитируют государственные цирки, где к животным относятся, как к своим детям.


Рейтинг@Mail.ru