Вернуться к обычному виду

«Матрех» – в копилку «Архетипов»

Опубликовано: 27.05.2016 Возврат к списку
«Матрех» – в копилку «Архетипов»

Режиссер «Росгосцирка», лауреат международной профессиональной цирковой премии «Мастер» Руслан Ганеев продолжает пополнять свою знаменитую галерею «Архетипов». (Прим.: «Архетипы» – это оригинальная серия авторских постановок Руслана Ганеева, объединённая одной общей идеей – сильнейших эмоциональных образов, каждый из которых раскрывает свою неповторимую историю от лица автора). Архетипы в переводе с греческого –«первообразы». Они лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Считается, что теоретически возможно любое количество архетипов. И Руслану удалось материализовать на языке цирка уже около 200. Сто девяносто семь, если быть точным. Эти номера разбросаны по всему миру, их хватило бы на 10 программ, но все они объединены общей идеей. И у них есть свой фирменный стиль, так называемые «черные глаза». Объясняя возникновение этого фирменного штриха, Руслан говорит следующее: «Мне хотелось уйти от вульгарности классического циркового грима и избежать аллюзий со сложным гримом «Дю Солея». Этот грим был придуман не мной, я подсмотрел его в модельном бизнесе, в мире подиума. Он дает некую усредненность, психологически выравнивает каждый образ и притягивает взор зрителя». В этот раз копилка пополнилась архетипами славянской культуры: Матрех, Князь и Княгиня, Купцы, Лиры, Боярыня, Скоморох, Богиня Лада, Дворяне, Горница, Веды и Матрешка.

– Руслан, расскажите, пожалуйста, как возникла идея проект «Матрех», и как шел процесс ее реализации?

– Проект «Матрех» еще начался с моего интереса к образу матрешки. Я с детства интересовался тем, как устроена матрешка, как она была задумана и тем, какой смысл таится в ее образе. А позднее задался вопросом о том, почему она одна. Ведь у Деда Мороза, например, есть Снегурочка. Так и появился Матрех. Этот проект посвящен славянской культуре, ведической культуре. Это название ярко олицетворяет эту идею.

– Кого олицетворяет Белый Медведь в твоей ведической парадигме?

– Безусловно, очень важным является цвет животного. Это олицетворение света и чистоты, присущей ведической культуре. Номер с белыми медведями завершает программу и это очень символично, даже пол в программе – белого цвета. К тому же я считаю, что именно белый, а не бурый медведь является самым ярким представителем русской культуры.

– Возникает вопрос, как же занесло верблюдов в эту ведическую историю?

– Это очень хороший вопрос. На первый взгляд, это инородное тело, но на самом деле это расширяет взгляд и символизирует обмен культурами и толерантность культуры славянской.

– Кого бы Вы выделили как главного, смыслонесущего персонажа этой истории?

– Это, безусловно, сам Матрех в исполнении Сергея Просвирнина, смешной, удалой, напоминающий множество архетипичных образов, но представляющий этот образ ярче всех. Вся славянская культура базируется на теплоте, на свете, на радости. Поэтому Матрех – это радость.

– Кто композитор и художник Вашего проекта? Мы знаем, что обычно Вы пишете музыку сами. Как в этом случае?

– Всю музыку я стараюсь писать в соавторстве Тимуром Рыжовым, с которым мы уже давно сотрудничаем в компании «GRM». Но написание музыки к «Матреху» – это была большая ответственность, потому что там должен был присутствовать национальный дух; каноны и законы славянской музыки требовали соблюдения определенных мелодических рисунков, отличающих различные национальные мелодии, она должна была быть узнаваема. Забегая вперед, хочу сказать, что я безумно доволен написанием музыки к этому проекту, потому что каждая вещь оказалась самодостаточной и дополняющей другую, следующую вещь. При этом она является ярким атмосферным произведением с настроением, присущим только славянской культуре: широта, гостеприимство, глобальность, объективность мышления. Это отличает только славянскую культуру. И я горд тем, что мне удалось это достичь в музыке.

– Костюмы тоже решены в этом же стиле?

– С костюмами дело обстояло несколько проще. И хотя я выступал художником, но давайте говорить честно: лучшее в костюмах – это народное творчество, это источник, из которого мы черпали необходимые узоры, символы и краски. Здесь я не выступал автором стиля, здесь все лежит на поверхности. К тому же костюмы должны были быть очень узнаваемы, а когда речь идет об узнаваемости, то здесь лучше ничего не менять, а просто привести в ту форму, которая будет соответствовать общей концепции. Поэтому в этой области большой сложности не было, потому что наследие славянской культуры так велико, что его хватило бы еще на пять дополнительных программ. И мне кажется «Матрех» – это как раз яркий пример той программы, которая должна быть в наборе программ «Росгосцирка», представляющего нашу страну. И «Матрех» делался осознанно именно как такая программа, которая была бы лицом славянской культуры, в которой мы родились и живем.

– Анна Ахматова говорила, что «главное – это величие замысла», ведь именно с него начинается любое произведение искусства. Все ли Вы воплотили из того, что замыслили? Или, может быть, чем-то не совсем довольны? И если это так, то как Вы видите дальнейшее развитие проекта?

– Сам проект находится уже в рабочем состоянии. Но любой большой проект и коллектив – это живой организм, поэтому он не может быть полностью доделан или недоделан, это постоянное видоизменение, жизнь диктует иногда такие вещи, которые иногда не получается осуществить , но в в большей степени проект идет в нужном направлении. Фундамент уже есть, а дальше можно работать над ошибками.

– Для тех зрителей, кто не имел возможности увидеть эту программу, скажите, пожалуйста, где в ближайшее время ее можно посмотреть?

– Проект можно будет посмотреть в Кировском цирке. Гастроли начинаются 4 июня.

– Какие новые проекты в задумках? Ведь все, кто знают Вас, уверены, что у Вас обязательно есть что-то, над чем Вы работаете.

– Да, действительно, я сейчас работаю над проектом, который тоже посвящен отчасти нашей стране. Название проекта «Арлекино», и он посвящен нашей великой певице Алле Пугачевой. Акцент будет сделан на ее песнях о любви. И это, безусловно, дань уважения ей, сделавшей огромное количество великих хитов, которые знает вся страна.

– Планируете ли Вы пригласить ее на премьеру?

– Я хотел бы пригласить ее на сдачу проекта, сделав, таким образом, ей подарок к 70-летию.



Рейтинг@Mail.ru