Вернуться к обычному виду

Галопом по манежу

Опубликовано: 12.10.2016 Возврат к списку
Галопом по манежу

Народный артист СССР Юрий Ермолаев - один из корифеев конного жанра в советском и российском цирке. И особо представлять его не надо. Напомним лишь, что свою артистическую жизнь он начал в восьмилетнем возрасте, дебютировав в номере "Жокеи" своего деда Павла Манжелли. А уже в 17 лет самостоятельно показывал высшую школу верховой езды.

В 1960 году в конно-балетной сюите «Штрауссиана» (режиссер Н.Зиновьев, балетмейстер П.Гродницкий) на «свободе» у Ермолаева работала шестерка белоснежных лошадей, выбегавших следом за всадником и старинным кабриолетом с дамой (ее роль исполняла Людмила Котова). Лошади парами шли целый круг на задних ногах. Ложились, выполняли различные перестроения, останавливались и в финале под музыку Штрауса кружились в вальсе вместе с артистами.

Затем, в 1965 году, был поставлен спектакль «Русская березка» (режиссер М.Местечкин, балетмейстер П.Гродницкий), «солисты» на задних ногах прыгали через барьеры и скакалку, в то время как остальные змейкой проходили через расставленные по манежу деревца. В другой программе Ермолаева уже шестнадцать  лошадей без всадников выполняли сложнейшие элементы высшей школы, а в «Карусели» число работавших «свободу» лошадей достигло тридцати двух!

Одним из лучших номеров Ермолаева стал цирковой вариант пьесы А.Гладкова «Давным-давно». Воплощенный на манеже в конце 80-х, он включал знаменитые конные номера – «Карусель», «Кадриль», «Апортировка», «Высшая школа», «Жокеи». Роль поручика Ржевского исполнил сам Ермолаев, а Шурочку Азарову сыграла Марина Ермолаева.

Свойственная Юрию Михайловичу гуманная школа дрессуры приносила небывалые результаты. И мастер никогда не останавливался на достигнутом. 

В начале 90-х, на гастролях  в Бразилии Юрий Ермолаев поставил номер «Пьяный араб». Артист изображал хватившего лишку ковбоя, да и конь от него не отставал - держа во рту бутылку, он шатался и падал.

Каждое произведение мастера, вызывавшее искренний восторг публики, было настоящим шедевром, работа над которым велась многие годы.

На днях мы встретились с мастером, вспомнили его прошлые работы, вошедшие в золотой фонд советского цирка, его питомцев, о многих из которых Юрий Михайлович рассказывает с нежностью и любовью.

***

Сколько лошадей подготовил Юрий Михайлович за всю свою творческую жизнь? Пожалуй, больше двухсот. Большинство из которых - благородных кровей - арабы, ахалтекинцы, липпицаны, терцы, тракены... Все, несомненно, талантливые, восприимчивые к дрессировке.

Но сам Юрий Михайлович все же считает, что зачастую беспородные, или как их шутливо называют – «дворняжки» - и умнее и здоровее.

Таким был Чебурашка, проделывавший невероятный в мировой практике трюк – на задних ногах он прыгал через полуметровые барьеры: сначала один, потом два сразу. Такого не удалось добиться от своих четвероногих артистов зарубежным мэтрам дрессуры - ни Шуману в Германии, ни Кни в Швейцарии, ни Грюсу во Франции.

Таким был и легендарный Дружок - пожалуй, самый любимый из всех питомцев, о котором Юрий Михайлович вспоминает с особой теплотой.

На удивление выносливый, Дружок мог выступать перед публикой по три-четыре раза в день, безупречно исполняя все, что входит в классическую цирковую программу. Приносил предметы («Апортировка»), зубами развязывал узлы на веревке, выкапывал из опилок платок (номер «Сыщик»), отлично считал (номер «Математик»). И был талантлив не только на цирковой арене, но и в спорте.

На показательных выступлениях, проходивших в 1952 году на Ростовском ипподроме в присутствии С.М.Буденного, Ермолаев с Дружком оказались абсолютными лидерами. Буденный лично подарил Ермолаеву привезенного из Австрии липпицана.

В цирке Дружок исполнял  все элементы высшей школы, причем как под всадником, так и самостоятельно, подчиняясь едва заметным командам сидевшего в зале Ермолаева! Галоп на трех ногах вперед, балансе на переду и заду, не говоря уже о таких «простых» элементах, как испанская рысь и шаг...

На гастролях в Монголии этот конь произвел настоящий фурор. Зрители, никогда не видевшие дрессированную лошадь, видя талант и сообразительность Дружка, почитали его за священное животное. Пытаясь украсть лошадь, они выломали доски в конюшне, где стоял Дружок. Так что, пришлось на время гастролей  "поселить" его в кабинете директора цирка.

Дружок прожил длинную по лошадиным меркам жизнь - 33 года - и пал на манеже, во время представления.



Фотоматериалы

Видеоматериал

Рейтинг@Mail.ru