Вернуться к обычному виду

Юбилей Ростовского цирка

Опубликовано: 1 Августа 2017 Возврат к списку
Юбилей Ростовского цирка

Сегодня Ростовскому государственному цирку исполняется 60 лет.

Тогда, в 1957 году, один из лучших и красивейших цирков мира –  Берлинский стационар – получил серьезного конкурента в лице нового государственного цирка, построенного в Ростове-на-Дону. Уникальность и красота самого здания, богатство внутренней отделки, высокая по тем временам техническая оснащенность выдвинули Ростовский цирк в число лучших стационаров Европы.

Здание цирка вошло в реестр памятников архитектуры. Оно необыкновенно, впрочем, глядя на его прямоугольные формы и могучую колоннаду, скорее скажешь, что это театр или дворец, но не цирк. И только горельеф, так называемая квадрига, на фронтоне да две характерные фигуры по обе стороны от главного входа указывают на его причастность к цирковому искусству.

Отличается цирк от других и своим внутренним видом.  Великолепные фойе, повсюду художественная лепка, позолота, орнаменты,  сверкающий хрусталь огромных люстр. Авторы проекта архитекторы Г. Петров и А. Барулин, инженер Н. Щепетов постарались, чтобы, кроме удобства, зритель получил и эстетическое удовольствие.

Но главное отличие цирка – его зрительный зал. При входе в него охватывает ощущение большого масштаба. Сколько труда и творческой сметки потребовалось от строителей и инженеров, чтобы в три оставшиеся от старого цирка стены вписать правильный круг диаметром тридцать два с половиной метра и манежем тринадцать метров в диаметре!

На высоте восемнадцати метров этот круг перекрывает легкий, будто ни на что не опирающийся сферический купол. Но это лишь кажется. Тонкостенная железобетонная оболочка купола покоится на двадцати четырех облицованных мрамором мощных колоннах, основание которых уходит под землю на четыре с половиной метра. И больше ни одной точки опоры!

В практике отечественного строительства еще не было случая постройки подобного свода двойной кривизны из монолитного железобетона. В центре купола впервые в стране была смонтирована уникальная колосниковая решетка. Каждый из 152 ее колосников в состоянии выдержать груз в 250 килограммов. Это позволяет закреплять подвеску для любых воздушных номеров.

Много труда отняли работы по устранению эха. На обтяжку купола пошло 1200 метров поплина. Зато неожиданно для самих строителей оказалось, что чистота звучания значительно улучшилась. Теперь даже вполголоса сказанное на манеже слово отчетливо слышно в любом месте зрительного зала.

Стоит сказать несколько слов и о так называемой «гребенке» амфитеатра, на которой монтируются яруса кресел. Инженер Н.Т. Кейда предложил и здесь использовать монолитный железобетон. В результате получилась огромная железобетонная чаша с толщиною стенок в 12 сантиметров. Внешняя сторона ее стала стеною фойе, а внутренняя – основанием амфитеатра.

Закулисная часть нового цирка – пятиэтажное здание, равное по объему 80-квартирному дому. Здесь же расположены музей, гримерки, большой репетиционный зал, столовая, комната отдыха, душевые, медпункт. Здесь же находится электрическая подстанция. Проектировщики и строители, конечно же, предусмотрели пять больших боксов для животных.

В Ростовском цирке работали такие известные режиссеры как В. Вольный и Е. Рябчуков.

В 1961 году режиссером Е. Рябчуковым выпущена пантомима «Пароход идет «Анюта», по сути, театрально-цирковой спектакль, отработавший по циркам страны 1800 представлений.

В Ростовском цирке режиссером-педагогом, заслуженным деятелем искусств РФ Владиленом Левшиным было создано более 40 цирковых номеров, многие из которых стали лауреатами российских и международных фестивалей и конкурсов циркового искусства.

На манеже Ростовского цирка не раз блистали имена цирковых артистов: Дуровых, Запашных, Кио, Филатовых, Волжанских, Корниловых, Буслаевых, Карандаша, Олега Попова, Владимира Довейко, Тамерлана Нугзарова, Юрия Мерденова, Вячеслава Черниевского и многих других мастеров отечественного цирка.

 


Рейтинг@Mail.ru