Вернуться к обычному виду

Семья Бирюковых. Цирковые артисты в битве за Кавказ

Опубликовано: 6 Мая 2020 Возврат к списку
Семья Бирюковых. Цирковые артисты в битве за Кавказ

На столе — стопка пожелтевших от времени бумаг и несколько медалей. Эти свидетельства славной и грозной поры принадлежали цирковым артистам Ирине Тадэ и Константину Бирюкову. В глаза бросается и серебряная медаль «За трудовое отличие», покрывшаяся от времени патиной, ещё более подчеркивающей благородство метала. Медаль эта на необычной треугольной обтянутой красной муаровой лентой колодке. Именно так выглядели первые трудовые медали страны Советов. Но обо всём по порядку.

Константин Павлович Бирюков родился в 1909 году в Воронеже в семье железнодорожника. Окончив среднюю школу и школу фабрично-заводского обучения, Константин поступает слесарем на завод им.Тельмана. Без отрыва от производства он учится в техникуме и из простого рабочего становится механиком воздушного компрессора. На рубеже 1920-30-х годов в нашей стране набирало силу физкультурно-спортивное движение. Во многих городах возникали и цирковые кружки, где молодёжь охотно постигала азы акробатики и гимнастики. Не стал исключением и Воронеж. Особо в те годы славился кружок при Дворце культуры имени Карла Маркса, который возглавлял осевший в России итальянский артист Карло Джиованни Фаччиоли. Отсюда вышел целый ряд известных мастеров манежа.

Начав в Воронеже с любительских подмостков, в 1929 году Константин Бирюков решается на кардинальные перемены и связывает свою судьбу с цирком. В марте 1931 года он на постоянной основе переходит в государственный цирковой конвейер. Отличавшийся физическим здоровьем юноша, становится турнистом. Труппа гимнастов на тройном турнике «Круффи» сразу же приобретает известность среди профессионалов. Артисты работали в бешеном темпе, успевая за 5 минут исполнить до тридцати трюков. В 1939 году в ознаменование 20-летия советского цирка группа артистов была награждена почётными званиями и государственными наградами СССР. Были отмечены и заслуги Константина Бирюкова, его грудь украсила учреждённая незадолго до этого медаль «За трудовое отличие» под номером 5541. В декабре 1939 года в Кремле состоялся приём в честь артистов советского цирка, на котором С.М.Будённый торжественно вручил ордена и медали.

Супруги Константин Бирюков и Ирина Михайловна Тадэ (единокровная сестра знаменитых клоунов братьев Константина и Леона Танти, происходивших из старинной итальянской цирковой династии) буквально сразу после свадьбы задумались о совместном номере. Оба обладали хорошим музыкальным слухом и владели несколькими инструментами. Так Константин Бирюков стал не только гимнастом, но и музыкальным эксцентриком.

С началом Великой Отечественной войны от группового номера турнистов пришлось отказаться. Иногда, по возможности, Константин работал сольно, но транспортировка и установка реквизита в прифронтовых условиях была делом нелёгким. А вот номер музыкальных эксцентриков оказался на редкость универсальным. Бирюковы могли выступать с ним не только в цирке, но и на любых подмостках. Ирина и Константин попадают во фронтовую артистическую бригаду. Первоначально артисты базировались в Ростове, выезжая оттуда с концертами в армейские части и госпитали. Но в ноябре 1941 года немцы вступают в город. Вместе с частями Красной Армии Ростов покидают и Бирюковы. Отступление сопровождалось непрерывной бомбёжкой и артиллерийским обстрелом. Вместе с родителями город покидал и их старший сын – восьмилетний Стуар. На протяжении всех военных лет он будет их постоянным спутником и помощником.          

Эвакуация из Ростова была сопряжена со многими трудностями и опасностями, но тут молодой семье улыбнулась удача, они были направлены в Тбилиси, где у родственников жил их младший сын — пятилетний Борис. Бирюковы вливаются в программу Тбилисского цирка, не переставая вместе с этим выезжать в армейские подразделения Южного фронта. Так согласно справке, выданной И.М.Тадэ, в период с 15 ноября 1941 года по 15 января 1942 года, она приняла участие в 22 выездах в составе артистических фронтовых бригад. Помимо этого были и выступления на специальных мероприятиях, сбор от которых поступал на нужды бойцов РККА.

Весну 1942 года Бирюковы встречают в Батумском цирке. Здесь они 12 раз выезжают с шефскими концертами на корабли Черноморского флота и воинские части. Батуми и расположенный в 75 километрах от него Поти служили базой для организации помощи осаждённому Севастополю. Именно в Поти в начале мая 1942 года на ремонт пришёл флагман Черноморского флота линкор «Парижская коммуна». Орудия главного калибра линейного корабля исчерпали свой ресурс и пришли в негодность. В рекордные сроки 12-дюймовые орудийные стволы были заменены. Сохранилось уникальное фото выступления Ирины и Константина Бирюковых на палубе «Октябрьской революции» на фоне кормовой трёхорудийной башни главного калибра.

В это время на черноморском театре военных действий развернулись упорные сражения. В конце мая 1942 мы находим следы Бирюковых уже в Сталинграде. Здесь Константин участвует в установке цирка-шапито. После того как летний цирк открыл сезон, Константин Бирюков, помимо своего основного номера, также исполняет в нём обязанности инспектора манежа. 1 июля 1942 года директор Сталинградского цирка Ф.Д.Яшинов объявляет ему благодарность, а Главное управление госцирками решает вновь командировать артистов в Ростов, который был отбит у немцев войсками маршала Тимошенко ещё в конце ноября 1941 года.

После провала летнего наступления Красной Армии под Харьковом, немцы начинают стремительное наступление на Кубань и Кавказ. 24 июля наши подразделения вторично оставляют Ростов-на-Дону. Германская армия начинает марш к Волге. Цирковая дирекция решила командировать Бирюковых из Ростова в Баку.

8 августа 1942 года приказом наркома ВМФ СССР Каспийская флотилия объявлялась действующей, т.е. начинала нести службу в боевых условиях. У нас многие знают о знаменитых северных конвоях, а вот каспийские конвои, проходившие при противодействии вражеской авиации, к сожалению, не столь известны. А ведь ещё в 1941 году корабли и подразделения флотилии осуществили десантную операцию, взяв под контроль каспийское побережье Ирана. По Каспийскому морю было осуществлено более четверти всех поставок в СССР по лэнд-лизу. Бакинская нефть была основным источником топлива для отечественной промышленности. Неудивительно, что именно на этот регион были направлены клинья наступления немецких дивизий.

Приехав в столицу Советского Азербайджана, Ирина и Константин Бирюковы за месяц работы в Бакинском цирке участвовали в 11 шефских выступлениях в госпиталях и воинских частях, что было очень важно для поднятия морального духа бойцов. В это время в Сталинграде уже шли упорные бои за каждый дом, с каспийского побережья направлялись резервные части для обороны Кавказа, военное противостояние достигло своего апогея. Выступление цирковых артистов помимо чисто развлекательной функции было ещё и демонстрацией относительно нормальной жизни в прифронтовом регионе. Бакинский госцирк работал с аншлагом, несмотря на очень сложную военную обстановку в регионе. Среди прочих номеров программы зрители очень тепло принимали номер Бирюковых, который теперь приобрёл ещё и сатирическую составляющую. Артисты играли на многих музыкальных инструментах, особо эффектен был момент, когда на манеже на специальных подставках размещались несколько саксофонов с диапазоном звучания от баса до сопрано, и Константин Бирюков на каждом из них исполнял популярную мелодию.

Наступивший 1943 год обозначил начало перелома в Великой Отечественной войне, после поражения армии Паулюса в Сталинграде, Красная Армия стала теснить неприятеля и на кавказском театре военных действий. Чтоб избежать окружения, немецкие войска стали постепенно оставлять оборонительные рубежи. 16 февраля 1943 года советскими войсками был окончательно взят Ростов-на-Дону. Вместе с линией фронта передвигались и артистические бригады. В начале октября Кавказ был полностью очищен от неприятеля.

В это время семья Бирюковых снова работает в Батумском цирке. Стабилизация положения на фронте позволила всей семье снова воссоединиться. В личных беседах Борис Константинович Бирюков делился своими детскими воспоминаниями от посещения боевых кораблей. Довелось ему побывать вместе с родителями и братом и на «Парижской коммуне». Моряки приняли артистов как старых друзей, но не менее они были рады встрече с Борисом Бирюковым и его старшим братом Стуаром. Ребят приглашали в матросские кубрики, угощали шоколадом. Появление детей на боевом корабле стало для всех пусть и коротким, но душевным отголоском мирной жизни.

Сохранились документальные свидетельства, что до конца января 1944 года помимо постоянной работы в Батумском госцирке Ирина и Константин Бирюковы приняли участие в 32 выездных шефских концертах по воинским частям, кораблям Черноморского флота и госпиталям, за что им была объявлена благодарность.

После того как враг был полностью вытеснен с Кавказа, Кубани и Таманского полуострова, следующей целью советского командования на этом участке фронта становился Крым. 9 мая 1944 года над Севастополем взвился военно-морской флаг СССР, и корабли Черноморского флота получили возможность вернуться на свою главную базу. Всё это время семья Бирюковых продолжала работу во фронтовой артистической бригаде. Труд их не остался незамеченным, 31 декабря 1944 года Центральная комиссия по культурному шефству над частями Красной армии, Военно-морского флота и войсками НКВД ЦК РАБИС (профсоюза работников искусств) отдельным приказом выражает Ирине Михайловне Тадэ-Бирюковой и Константину Павловичу Бирюкову благодарность.

Фронт всё дальше уходил на Запад, теперь цирковые артисты могли постепенно возвращаться к постоянной работе в системе конвейера Главного управления цирками. 9 мая 1945 года семья Бирюковых вместе со всеми гражданами Советского Союза встретила День Победы. Позади остались четыре года страшной войны, впереди была мирная жизнь. За заслуги в годы Великой Отечественной войны супруги Бирюковы в августе 1946 года были награждены медалями «За победу над Германией». А с медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» произошёл приятный курьёз. Дело в том, что этими наградами Бирюковы были отмечены дважды, первый раз в январе 1946 года, а второй раз чуть более года спустя! Они с честью пронесли звание циркового артиста сквозь военное лихолетье и вырастили достойную смену. Их старший сын Стуар, музыкальный эксцентрик и дрессировщик медведей, стал Заслуженным артистом России. А младший Борис стал приемником известной дрессировщицы Ирины Бугримовой. Аттракцион народного артиста РСФСР Б.К.Бирюкова «Среди львов» долгие годы был украшением отечественного манежа. Завершив карьеру артиста, он два десятилетия руководил Воронежским цирком.


Дмитрий Колобов


Фотоматериалы

Рейтинг@Mail.ru