Вернуться к обычному виду

Кремниевая долина Росгосцирка

Опубликовано: 10 Июня 2020 Возврат к списку
Кремниевая долина Росгосцирка

На базе Центра циркового искусства в столичном районе Измайлово формируется большой творческий кластер, где под руководством известных режиссеров, хореографов, композиторов и художников будут рождаться новые номера, спектакли и аттракционы. 

По сути ЦЦИ вновь станет уникальной структурой, где будут сосредоточены самые актуальные творческие идеи людей цирка. А результатом их деятельности станет создание прорывных цирковых продуктов. 

— Русский цирк столь же уникален, как и балет. Но уже долгие годы российский цирк почивает на лаврах наших предшественников — советских артистов и режиссеров этого искусства. Да, наша школа до сих пор — сильнейшая в мире. Наши артисты получают высшие награды большинства международных фестивалей циркового искусства. Но кризис жанра будет неизбежен, если искусство не будет развиваться. ЦЦИ и должен придать новый импульс этому развитию, - комментирует генеральный директор Росгосцирка Владимир Шемякин.

О том, как будет происходить перезапуск главной творческой площадки Росгосцирка и в какие сроки, нам рассказали в переживающем второе рождение Центре циркового искусства.

Часть 1. ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОЛИГОН

— Цирк — это такое искусство, где работа артиста тесно связана с риском для жизни. Нигде больше нет такого подхода к созданию произведений, ни в балете, ни в опере, ни в театре. А в цирке практически каждый номер — это риск для жизни. Соответственно, необходимо постоянно проводить испытания. Если этого не будет происходить, искусство перестанет развиваться, - рассказывает главный режиссер Росгосцирка Юрий Квятковский. 

Центр циркового искусства в Измайлово на самом деле — уникальное сооружение для творчества — единственный в мире цирк без зрителей. Был создан в 1947 году, а в новое здание, специально построенное для него в столичном районе Измайлово, переехал в 1973 году. 

Это был огромный творческий цех, конструкторское бюро цирка. В свое время его даже переименовали во Всесоюзную дирекцию по подготовке новых программ, аттракционов и номеров. Кроме пяти функциональных отделов (планово-финансовый, бухгалтерия, отдел кадров, материально-технического снабжения, административно-хозяйственный) в дирекции были собственные творческие мастерские подготовки и обеспечения творческой работы. 

— Да, так и было. Центр работал, и в полной мере оправдывал свое название. Именно здесь придумывали и готовили номера для фестивалей, те самые номера, которые составляли славу советского цирка, выпускали номера для цирковых программ по всей стране, — рассказывает заместитель директора по творческой работе ЦЦИ Алиса Алещенко. — Здесь работали знаменитые цирковые режиссеры, и не только цирковые, приглашали и известных театральных и кинорежиссеров. Работал свой тренерский штат, хореографы, композиторы, художники. Сюда стремились артисты со своими идеями.  Шли активные творческие процессы, репетиции с утра до ночи в каждом углу.

Алиса Алещенко — более десяти лет работает в сфере театрального и циркового искусства, исполнительный продюсер Российского государственного театрального агентства, Московского театра мюзикла, занималась организацией и проведением международных фестивалей, гастрольной деятельностью, выпуском спектаклей, продюсированием проектов. Несколько лет работала в зарубежном отделе Росгосцирка, поэтому структуру хорошо знает изнутри. За продюсирование ЦЦИ взялась с интересом. С цирком Алиса связана едва ли не с детства: её бабушка — заслуженный деятель искусств России, режиссер Татьяна Георгиевна Ассовская — много лет была начальником художественного отдела Союзгосцирка, а потом и заместителем генерального директора по творческим вопросам. Да и сама Алиса много работала с цирковыми артистами. Сотрудничала с фестивалем International Circus Festival Enschede (Нидерланды), с канадским театром-цирком «Les 7 doigts», участвовала в создании цирковых спектаклей на театральных сценах. Алиса понимает, в каком направлении нужно двигаться, развивая Центр циркового искусства.

— ЦЦИ должен быть местом, где работают специалисты разного профиля: тренеры, конструкторы, технологи, хореографы-репетиторы, репетиторы по актёрскому мастерству, которые будут помогать режиссерам и артистам воплощать в жизнь творческие идеи. Это касается как непосредственно создания новых номеров и аттракционов в самом ЦЦИ, так и участие специалистов ЦЦИ в создании спектаклей на базе программ Росгосцирка. Здесь должны идти активные поиски новых методов и направлений работы в цирковом искусстве, — делится соображениями Алиса.

Часть 2. ТЕХНОПАРК ИДЕЙ 

Основная задача Центра циркового искусства — создать среду, в которой артисты и режиссеры смогут генерировать идеи и формировать уникальный цирковой контент. Не только возрождать легендарные номера и аппараты из советского прошлого, но и создавать нечто новое.

— Это неправильно думать, что в Советском Союзе уже все придумали, надо всего лишь повторить.  Реконструкция не может быть самоцелью. Даже если концепт взять из советских успешных опытов, то все равно нужно развивать, перепридумывать, с учетом сегодняшних реалий», — считает Юрий Квятковский. 

В центре должна работать система мастер-классов, тренингов, практикумов. Общение с действующими постановщиками, в экспресс-режиме, по два-три дня поможет раскрыть творческий потенциал артистов. Это работает во всем мире. Сработает и у нас, уверен главный режиссер.

— Нужно инициировать бурление, инициировать подачу заявок не только от людей, которые в советское прошлое смотрят, но и людей, которые просто фантазируют, летают в облаках. Идеальная ситуация, если в ЦЦИ возникнут новые Кулибины, некие «безумцы», которые будут свои идеи предлагать.

— Помимо тренировочной базы, там будет лаборатория по поиску и воплощению новых жанров, коллаборации. Это то поле, где должно вырастать что-то новое, интересное. Это теплица, где мы выращиваем уникальные аппараты, уникальные номера, трюки, - рассказал руководитель производственно-творческого департамента Росгосцирка Тимур Кайбжанов.

Обращаясь к опыту Союзгосцирка, стоит сказать, что все режиссеры-постановщики и художники Госцирка работали непосредственно при Дирекции по подготовке новых программ (нынешний ЦЦИ). Здесь велась вся работа по подготовке новых номеров и аттракционов, переоформление действующих номеров, создание и переоформление программ, а также создавались постановки по заявкам цирков. Таким образом, ЦЦИ — был сердцем всего творческого процесса. А также были и руки, ноги, г Сегодня тут отсутствует возможность сочинять что-то мультимедийное, со светом, видео. Эта составляющая, она как будто бы не требует сейчас работы, эксперимента, — рассказывает Юрий Квятковский. — Если мы придем в агентство по созданию видеоконтента, то у них будет целая комната для создания мультимедиа-контента. У них свои КБ, где они экспериментируют с видеомэппингом. Мы же в Росгосцирке в плане внедрения в свои программы мультимедиа отстаем от остального мира лет на 30.  И пробовать это негде. Поэтому все превращается в аренду лазеров, примитивных программ для лазерных установок. Никакого взаимного проникновения мультимедиа и человеческого таланта. В ЦЦИ это отсутствует. Режиссер может придумать номер, где видеопроекция будет таким же героем, как и акробат или гимнаст. И они будут взаимодействовать. Такие номера уже созданы, коллеги активно используют возможности мультимедиа в своих постановках, а мы этим инструментом до сих пор не пользуемся.

Часть 3. ПОДДЕРЖКА СТАРТАПОВ И НЕ ТОЛЬКО

По мнению заместителя генерального директора Росгосцирка Елизаветы Гамбург, обновленный ЦЦИ должен стать центром притяжения для творческих людей.

— Замкнутость на собственные стандарты и ценности, закрытость, фактически отгороженность от внешнего мира бетонным забором и привела на мой взгляд цирковую индустрию в нашей стране в критическую точку. Мы с Юрой (Квятковским — ред.) пришли, не для того, чтобы эти заборы сломать, нет, мы просто отпираем засовы, открываем двери. Да, мы изначально не из цирка, основы циркового искусства мы сейчас методично изучаем. Но зато мы и не ангажированы. И анализируем удачный опыт и ошибки предшественников. Все свои безумные идеи мы сверяем и с Тимуром Кайбжановым— цирковым артистом и режиссером, и со специалистами в конкретном жанре. Потому спешу разочаровать злопыхателей, которые сидят и потирают ручки в ожидании того, как эти ‘не цирковые’ провалятся. Не дождётесь! Тем более сейчас, когда в нашей команде появился такой сильный игрок — Алиса Алещенко — настоящий профессиональный продюсер, так ещё и цирковая. Теперь мы точно обречены на успех, - поделилась Елизавета Гамбург.

В активной разработке Росгосцирка сейчас находятся 12 проектов. Над двумя работают цирковые режиссеры, остальные отданы в руки самых успешных театральных режиссеров, постановщиков лучших спектаклей в стране. Состав подобрался по-настоящему звездный. Например, постановка одной из программ в конвейере готовится совместно с режиссерами Марией Литвиновой и Вячеславом Игнатовым – создателями театра «Трикстер», лауреатами премии «Золотая маска», авторами 26 спектаклей в России, Германии и Великобритании. Ассистентом у них работает Иоланта Запашная, благодаря которой все режиссерские задумки будут реализованы максимально точно, а главное — по цирковым законам. 

— Здесь есть манеж, зал для репетиций, балетный класс, административные помещения, мастерские. Здесь готовят реквизит, консультируются с художниками и режиссерами. Но нужно вдохнуть жизнь во все эти процессы, — говорит Кайбжанов.

На полноценный перезапуск Центра циркового искусства понадобится порядка двух лет, потребуются значительные финансовые вливания. Однако, уже к концу лета будет готов проект развития ЦЦИ, способный изменить творческую атмосферу центра. Параллельно будет идти ремонт помещений.

— Здание необходимо привести в порядок, закончить ремонт, который был начат в прошлом году и остановился. Есть ряд задач, которые необходимо решить, чтобы центр мог нормально функционировать, прежде всего, чтобы обеспечить нормальные условия для репетиций, такие как замена окон, системы вентиляции, замена чаши манежа, ремонт спортивного зала и т.д. Эти работы сейчас возобновляются, поэтапно задачи будут решаться. Само пространство, если привести его в порядок, позволяет реализовывать самые разные творческие идеи и планы, — считает директор Центра циркового искусства Андрей Ванеев. 

Артисты и режиссеры, которые придут в ЦЦИ со своими идеями, получат не только доступ к тренировочной базе, но и возможности для реализации своих проектов.

— Нельзя сказать, что Центр оснащен по последнему слову техники.  Многое оборудование действительно не обновлялось годами, Технологии шагнули далеко вперёд, нет репетиционного реквизита в достаточном объеме, оборудования — светового и видео. Но надо начинать, и можно начинать работать с тем, что есть, параллельно выстраивая план по переоснащению центра,- считает продюсер Алиса Алещенко.

По мнению главного режиссера Росгосцирка Квятковского, ЦЦИ сегодня работает не более, чем на 15% от того, как задумывался и чем был прежде.

— ЦЦИ, если какой-то аналог найти, то это действительно кремниевая долина, где должен быть постоянный приток стартапов. Каждый номер — это стартап. Сейчас мы далеки от Кремниевой долины, безусловно. Но это то направление, куда мы идем. И из аналогии с кремниевой долиной мы должны понимать, что процентов 40, а то и 60 может ни к чему не привести, если ты рассчитываешь на какие-то уникальные результаты, то по-другому не будет. Это путь проб и ошибок. Без испытаний, без проб не будет супер оригинальных находок. Эта институция должна работать таким образом, чтобы никто не боялся пробовать. Да, где-то результат, может, и не будет достигнут. Зато те идеи, которые удастся реализовать, будут гораздо более оригинальны, чем реконструкция некогда созданных элементов, — рассказал главный режиссер Юрий Квятковский. 

Для того, чтобы Кремниевая долина сумела привлечь крупнейших в мире инвесторов, самых амбициозных бизнесменов и предпринимателей, ученых, а также наиболее квалифицированных специалистов и работников, на ее территории создали гораздо больше, чем технопарк. Сам воздух напитали прорывными идеями. Вот, что должно происходить в Центре циркового искусства, считает заместитель генерального директора по творчеству ФКП «Росгосцирк» Елизавета Гамбург.

— Человеческий ресурс для нас критически важен. Многие контакты утрачены, мы их восстанавливаем, и ищем новых специалистов. Поэтому приглашаем на нашу площадку в ЦЦИ тех, у кого есть идеи – идеи номеров, идеи уникальных аппаратов и реквизита. Присылайте нам их на почту cci@circus.ru и давайте вместе работать, — рассказала Елизавета Гамбург.

И если Кремниевая долина — первая в мире научно-технологическая зона, крупнейший технополис на планете и место, где мечтает работать почти каждый программист, то пусть ЦЦИ станет центром развития цирковой мысли, местом внедрения инноваций и технологий, пространством для постоянного развития циркового творчества.




Фотоматериалы

Рейтинг@Mail.ru