Вернуться к обычному виду

Николай Павленко: 60 лет на манеже

Опубликовано: 20 Июля 2020 Возврат к списку
Николай Павленко: 60 лет на манеже

Лауреат Государственной премии Российской Федерации, народный артист России, обладатель «Золотого клоуна» Монте-Карло…

Шестьдесят лет назад Николай Павленко ступил на арену цирка. Сначала был рабочим по уходу за животными, затем – дрессировщиком. Работал с собаками-динго, волками, бурыми и белым медведями, ламами, верблюдом, слоном, ягуарами. В 1972 году был переведён в качестве стажёра в аттракцион под руководством Александра Александрова-Федотова, которого Николай Павленко считает своим учителем.

«Начал я работать с тиграми, приняв группу Александра Николаевича, – рассказывает артист. – Я эту группу принял готовую. Там был потрясающий южнокитайский тигр Султан, очень свирепый, с громким ревом. И Александр меня очень долго крутил вокруг него, не испугаюсь ли я. Но на меня не производили впечатления рыки животных, потому что еще до прихода к Александру 12 лет я прожил под канонаду рева, рыка, воя, визга львов, тигров, леопардов, ягуаров, обезьян, шакалов и заканчивая павлинами. Поэтому на меня эти страшные звуки не действовали».

С середины 1980-х годов стал работать с тиграми двух видов – амурскими и суматранскими, а позднее – только с суматранскими. В начале 1990-х Николай Павленко подготовил выдающийся аттракцион с самой крупной в отечественном цирке группой, в которой было 17 суматранских тигров.

«У каждого дрессировщика своя методика подготовки, – отмечает Николай Карпович. – Есть такие, кто говорит, что у них очень большой темп, другие предпочитают более спокойный ритм. Но надо смотреть – самое главное – на скорость реакции животного при первом малозаметном требовании дрессировщика. Вот тогда это темп! В этом смысле примером фантастической работы с животными для меня всегда служили Люда и Володя Шевченко, когда у них были только львицы. Они заслуживают самых высоких эпитетов, которыми можно описать их работу. И подобной работы я больше никогда ни у кого не видел. Вот там темп был бешеный! Я считаю, что надо животное посылать на трюк так, чтобы этого не было видно. Как бы оно само его исполняет. Тогда его приятно смотреть».

Суматранцы отличаются особой силой и агрессивностью, слушаются дрессировщика, стоит ему лишь взмахнуть своей «дирижёрской палочкой». В Монте-Карло, где Николай Павленко завоевал самую престижную в цирковом мире награду – «Золотого клоуна», – его назвали «Караяном в клетке». С тех пор это сравнение с блистательным дирижёром прочно закрепилось за артистом.

Отдав служению цирку всю свою жизнь, маэстро и не мыслит себя вне его. Какова же формула успеха Николая Павленко?

«В цирке успеха можно добиться только талантом и трудом, подчёркивает мастер. – И, что особенно важно, никогда не бояться, когда выходишь к тиграм. На арене сразу видно, чего ты стоишь. Цирк – это удивительное место. Я живу в цирке, живу цирком. И поэтому я счастливый человек!».


Рейтинг@Mail.ru