Вернуться к обычному виду

И это всё о нём. Вспоминая Олега Попова

Опубликовано: 31 Июля 2020 Возврат к списку
И это всё о нём. Вспоминая Олега Попова

Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения Олега Попова. Народный артист СССР, знаменитый на весь мир Солнечный клоун, легенда мирового цирка.

Неунывающий человек в широких полосатых штанах с соломенными волосами, выбивающимися из-под клетчатой кепки. Таким его запомнил широкий зритель. Об Олеге Константиновиче написано и сказано очень многое, но всё сводится о одному и самому главному – это был великий труженик, непревзойдённый мастер клоунады, прославивший отечественный цирк на весь мир.

 

Генеральный директор Росгосцирка Владимир Шемякин:

«Мы запустили Солнечный Луч в память о потрясающем артисте, самом известном в мире клоуне Олеге Попове. Это очень символично, что по манежам всех цирков нашей страны пробежит этот луч из одной из самых ярких, запоминающихся реприз мастера. Это шедевр мировой клоунады. Олег Константинович давал понять, что не надо прятать солнце в себе, его нужно дарить людям. И исполнял этот номер маэстро настолько душевно и трогательно, что зал замолкал. И молчание это было дороже оваций. В память о гениальном артисте мы хотим показать, что луч его солнца продолжает светить в цирках нашей компании. И призываем коллег по всему миру присоединиться к акции».

 

Народный артист России Анатолий Марчевский:

«Сегодня исполнилось бы 90 лет Олегу Попову. Он один из самых известных клоунов в Советском Союзе и Европе. Взлёт его популярности связан с первыми гастролями Советского цирка в Европу. На него, как и на других артистов той программы, была возложена важная миссия – нужно было ярко, достойно представить отечественную культуру на мировой арене. Это было важно ещё и по политическим соображениям. Можно сказать, что именно после этих гастролей Европа открылась для Советского цирка. Программа прошла триумфально. Европейские импресарио стали обращать внимание на наших артистов и в дальнейшем охотно приглашать на гастроли.

Впервые я увидел Олега Попова, когда я был студентом циркового училища: он тогда работал в цирке на Цветном бульваре. Мне импонировал его образ – светлый, открытый, позитивный. Он владел многими жанрами. Его появление всегда вызывало улыбку. Когда он работал, он действительно был хозяином манежа.

В работе мы, естественно, не пересекались. Всегда были в разных городах, но во время переездов иногда встречались. Например, в Германии. Он работал с одной программой, а я – с другой. Я приезжал посмотреть на него, а он – на меня.

Последняя встреча была в декабре 2015 года, когда он был на гастролях в Санкт-Петербургском цирке. Тогда мы много времени провели в его гримерке: разговаривали о коллегах, гастролях, перелистывали буклеты, смотрели фотографии, вспоминали прошедшие годы, размышляли о будущем.

Все клоуны разные люди. Но цель у нас одна – подарить радость зрителю. Хороший клоун всегда стержень программы, цементирующий любой дивертисмент. Он должен быть дирижёром зрительского настроения. Я видел, что Олег Попов с этим всегда успешно справлялся.

Рождение больших мастеров клоунады – это настоящее явление. У каждого времени свой клоун, потому что клоун всегда должен быть понятен зрителю, должен затрагивать темы, которые актуальны и близки абсолютному большинству. Очень важно, какие чувства остаются у зрителя после просмотра программы. Не должно быть так: посмотрели и забыли. Яркие звёзды появляются раз в 10-15 лет: Карандаш, Попов, Никулин, Енгибаров... Клоуны, если можно так сказать, штучный товар».


Народный артист России Николай Павленко:

«Это был необыкновенный труженик. Вся его клоунская группа работала, репетировала с 9 часов утра до 3, а иногда и до 5. А потом в 7 часов – представление. Он сам очень много работал и любил тех, кто отдавал работе всего себя.

Он вырос в нищете, поэтому знал цену хлебу. И в училище пошёл потому, что там на 100 граммов больше хлеба давали. Он, видимо, так наголодался, так настрадался, что это прошло через всю его жизнь. На каких бы приёмах он не был, он никогда не отдавал предпочтения каким-то там деликатесам – икре, красной рыбе. Самая любимая еда для него была картошка, солёные огурцы и капуста, лук, селёдка. Как-то пришёл к нам в гости, жена наготовила множество разных блюд, а он поел окрошки, попросил ещё. Он ест, она ему подливает и подливает. И больше ничего есть не стал.

Олег по жизни был очень простым человеком. Кем начинал свою трудовую деятельность, тем и остался. Ведь он был слесарем на часовом заводе, где работал его отец. Думаю, поэтому он делал свой реквизит сам, своими руками. Он сидел, доставал свой чемодан, где были лоскутки ткани и всякая всячина, открывал его и начинал фантазировать. Я видел, например, как он делал головы клоунов: вырезал форму из картонки, обтягивал, обшивал, нос или пририсовывал, или приклеивал, уши приклеивал, волосы. Его невозможно было застать сидящим без дела. Придумывать, фантазировать, собирать, мастерить – от этого он получал истинное удовольствие. Думаю, это помогало ему творить и на манеже».


Народный артист России Вячеслав Черниевский:

«Олег Константинович обладал очень редким даром – он с необыкновенной лёгкостью умел завоёвывать любовь публики. Как только он появлялся на арене, он приковывал всё внимание зрителей, вызывая добрую улыбку. Это, несомненно, звезда! Звёзд в нашем цирке было немало, но таких, как Олег Попов – единицы. В жанре клоунады в один ряд с ним можно поставить лишь такие имена, как Николай Румянцев (Карандаш), Юрий Никулин, Леонид Енгибаров».

 

Народный артист России Евгений Майхровский:

«Олег Попов – это уникальное явление в нашем цирке. Он выпускался из циркового училища как акробат-эксцентрик. Профессионально владел проволокой, причём не натянутой, а свободной проволокой, что несколько сложнее. И о клоунаде не помышлял, пока во время гастролей в Саратове не заболел клоун Боровиков. Поскольку в других близких к клоунаде жанрах в программе никто не работал, попросили Олега занять его место. И с этого начался его триумф. Он постепенно становился замечательным клоуном. При этом он не просто делал репризы, он участвовал в спектаклях, играл драматические роли в цирке, снимался в кино. В спектакле «Лечение смехом» он создал хорошую клоунскую группу. И я научился у него использовать номера, которые работали в той или иной программе.

И ещё одно удивительное качество было у Олега Константиновича: он был большой рукодел. Свои костюмы и реквизит он мастерил сам, поскольку у него были золотые руки.

Жанр ковёрного, клоуна у ковра, который считался, так скажем, пешкой, шестёркой он вместе с Карандашом, Лёней Енгибаровым, Юрием Никулиным развил и поднял на новый уровень. Были клоуны-буффы, клоуны музыкальные, клоуны групповые, которые заполняли паузы между номерами и когда происходила смена декораций. Но вот умение сосредоточить всё внимание на себе – это редкость. Это дорогого стоит и говорит о его огромном обаянии, необыкновенной харизме. Олег вывел жанр клоунады на небывалую высоту. По своему уровню популярности и влиянию на зрителя в то время, я думаю, его можно сравнить с Юрием Гагариным».

 

Председатель Совета ветеранов Росгосцирка Тамара Вартанова:

«Мне довелось быть участником программы Олега Константиновича Попова. Работать с ним в одном коллективе было просто прекрасно. И я могу сегодня сказать, что это были самые счастливые годы в моей жизни. Он как никто другой уважал и ценил свой коллектив артистов, которые работали под его руководством. Я всю жизнь проработала в цирке, и такого отношения к артистам, как у Олега Попова, я не встречала. Он всегда интересовался, как мы себя чувствуем, как мы устроены, все ли условия созданы для работы. И вообще по жизни Олег Константинович был очень простой, добрый человек, отзывчивый.

Публика нас везде приветствовала овациями, и мы работали с полной самоотдачей, с душой. А выходные мы всегда выезжали на встречи со зрителями – на фабрики, заводы, в колхозы. А в 1974 году на стадионе в Уфе ему преподнесли огромный торт на 50-60 килограмм в виде клетчатой кепки Попова. Потом мы работали в Ленинграде полгода. И все полгода были битковые аншлаги, к цирку нельзя было подойти. Народ стоял за четыре квартала, чтобы купить билеты на представления».

 

Заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения Сергей Макаров:

«Олег Константинович Попов – это выдающееся, уникальное явление в мировом цирке. Когда он появился, это было таким событием в мировой клоунаде, что потрясены были все. Отсюда и такие высокие оценки его работ. Ведь у него масса зарубежных наград, о которых он в силу своей скромности редко когда рассказывал.

Начиная как ковёрный, как пародист цирковых номеров он дорос до того, что стал клоуном, затрагивающим в своих репризах темы, касающиеся многих мировых проблем: войны и мира, сохранения общечеловеческих ценностей. Отсюда и появился его блистательный, уникальный номер «Луч», когда человек общается с солнечным лучом, а потом одаривает мир ярким солнечным светом».

 

Заслуженный артист Республики Северная Осетия – Алания Алан Бутаев:

«Знаю и помню Олега Константиновича Попова с самого моего раннего детства. Номер моего отца, Бутаева Юрия Николаевича, часто работал в программе Олега Константиновича Попова. Не скажу, что они были друзьями, но относились друг к другу с большим уважением. Олег Константинович, любил все делать сам, своими руками. Сам изготавливал реквизит для работы в манеже, сам ремонтировал и восстанавливал, если случалась какая-нибудь поломка. Купит бывало какую-нибудь редкой красоты старинную антикварную вещь, зеркало в дубовой резной оправе с отколотыми от времени кусочками красоты и сам приводит её в надлежащий вид, реставрирует. Любил собственноручно что-нибудь мастерить, одним словом. Говорил, для клоуна очень важно уметь всё делать своими руками. В этой связи, любил тех людей, у которых руки растут, откуда надо. А у отца было профессиональное художественное образование: рисовал, занимался резьбой по дереву, гравировкой, чеканкой и т.д.

В то время, когда мой отец Юрий Бутаев работал ловитором в воздушном полёте без сетки под руководством Анатолия Михайловича Вязова, Олег Константинович, как-то его спросил: "Покажешь мне горы?" С тех пор прошло много лет, за это время отец уже создал свой номер акробатов-вольтижеров "Летающие Аланы" в Московском цирке на Цветном бульваре, с успехом ездил со своим номером на гастроли в цирках СССР и за рубежом... И вдруг в 1982 году из Московской генеральной дирекции приходит телеграмма-молния "Номер "Летающие Аланы" под руководством Ю. Бутаева срочно отправить для дальнейших гастролей в Грозный". Что случилось? Отец стал выяснять, оказалось, это Олег Попов запросил номер отца в свою программу, которая должна была начать гастроли в Грозненском цирке. "Помнишь, ты обещал мне горы показать?" - при встрече спросил, улыбаясь Олег Константинович. "Конечно, помню".

Я тогда учился в третьем классе, я очень ждал, чтобы скорее закончились уроки, ведь сегодня к нам в наш дом во Владикавказе, приедет в гости сам - Олег Попов!

Встретили Олега Константиновича с традиционным кавказским гостеприимством, накрыли стол с национальными осетинскими блюдами и напитками, потом повезли показывать красоты Северной Осетии: горы, ущелья, водопады. Очень он остался доволен. А для меня память на всю оставшуюся жизнь, не каждый ребенок может похвастаться, что легендарный Олег Попов гостил у него дома.

Отец мне рассказывал историю, когда они с Олегом Поповым работали в программе, в одном из городов, директором цирка там назначили бывшего директора бани. На следующий день после премьеры, этот директор собирает собрание в зрительном зале цирка и обращаясь к артистам говорит:

- Вы почему людям халтуру показываете?!

-?!

- Я три представления вчера посмотрел, все три представления вы одинаковую программу на арене делаете! Зачем людей обманываете? Почему каждый спектакль одно и то же представление зрителям показываете?!

После этих слов со своего места поднимается Олег Константинович Попов:

- Пока мы работаем в этом городе, чтобы я этого человека (показывает на директора) в цирке больше не видел!

Гастроли продолжались два с лишним месяца, за это время директор ни разу в цирке больше не появился. Рассказывают, что подписывал документы у себя дома, пришлось ему, как сейчас говорят - работать "на удалёнке". Чуть позже этого «специалиста» и «знатока» циркового искусства уволили. А этот случай попал в коллекцию цирковых баек.

В цирке авторитет Олега Константиновича Попова был непререкаем. На представления с его участием очень трудно было достать билет. Все билеты раскупались за считанные дни. Любовь зрителей и популярность в СССР была неимоверная».

 


Рейтинг@Mail.ru