Вернуться к обычному виду

В Цирке Чинизелли открыли цирковой мир Куприна

Опубликовано: 2 Сентября 2020 Возврат к списку
В Цирке Чинизелли открыли цирковой мир Куприна

В Большом Санкт-Петербургском государственном цирке открылась выставка «Цирковой мир А. Куприна», посвященная 150-летию со дня рождения писателя.

Для писателя цирк был не просто увлекательным зрелищем или предметом изучения. Со многими артистами его связывала многолетняя дружба, такими, как, например, клоун Жакомино и чемпион России по тяжелой атлетике силач Иван Заикин. Их визиты к писателю домой превращались в настоящие праздники: они показывали детям фокусы, привозили с собой дрессированных животных и делились удивительными рассказами о цирковых буднях.

Неповторимая атмосфера цирка с юных лет завораживала писателя. «Кто из нас избежал его чудесной, здоровой, крепящей магии? Кто из нас забыл этот яркий свет, этот приятный запах конюшни, духов, пудры и лайковых перчаток, этого шелка и атласа блестящих цирковых костюмов, щелканье бича, холеных, рослых, прекрасных лошадей, выпуклые мускулы артистов?» – писал Александр Куприн в «Дурном каламбуре». Именно запах – то, что вызывает из глубины памяти полустертые детские эмоции, рождает ассоциации, погружает в чарующие воспоминания. На выставке можно познакомиться даже с ним. Специально для Цирка Чинизелли президентом Гильдии парфюмеров России Оксаной Чернышевой был создан одноименный аромат-реконструкция, впускающий посетителей выставки в число привилегированных зрителей первых рядов цирка эпохи Куприна.

Цирковые рассказы Александра Куприна – это произведения, профессиональным языком описывающие случаи из реальной жизни артистов, их внешность, костюмы, трюковую работу и быт.

У Куприна встречается более тридцати имен реальных артистов, и о некоторых из них можно узнать из экспонатов. Программки, фотографии, журнальные публикации, гравюры и акварельные рисунки рассказывают посетителям, какими были наездницы Ольга и Марта Сур, канатоходец Шарль Блонден, клоун Танти Джеретти.

«Центральный экспонат выставки – письмо Куприна от 2 мая 1917 года в редакцию газеты «Эхо Цирка», издававшейся Международным союзом артистов цирка, – рассказала заведующая «Музеем циркового искусства» Екатерина Шаина. – Для писателя было важно не только рассказывать о тружениках манежа, но и быть частью циркового сообщества. В письме он выражает свою готовность поддержать все их начинания и еще раз подчеркивает, что ни к одним представителям искусства он не относится «с такой любовью и таким уважением, как к артистам цирка».


Рейтинг@Mail.ru