Вернуться к обычному виду

В Сочинском цирке состоялся предпремьерный показ спектакля «Девочка и слон»

Опубликовано: 14 Сентября 2020 Возврат к списку
В Сочинском цирке состоялся предпремьерный показ спектакля «Девочка и слон»

Этот спектакль заставит зрителя по-новому взглянуть на современный цирк. Яркий микс из экзотических животных, оригинальных декораций, авторской музыки в исполнении живого оркестра – в постановке театрального режиссера Полины Стружковой и хореографа Евгения Кулагина. Для зрителя программа станет первой из 12 премьер новой творческой команды Росгосцирка. 

«Девочка и слон» – это замечательная и очень трогательная сказка для детей по мотивам рассказа Александра Куприна «Слон». Новый спектакль Росгосцирка – это сложное драматическое произведение, рассказанное языком цирка, в исполнении коллектива народной артистки России Таисии Корниловой. 

«Спектакль «Девочка и слон» – первый результат работы новой творческой команды Росгосцирка, – подчеркнул глава компании Владимир Шемякин, – Он открывает череду премьер, каждая из которых станет настоящим событием в культурном мире, – отметил он. – Тема его перекликается с нашими сегодняшними реалиями. И оптимистичный финал представления вселяет уверенность в то, что с пандемией наше общество обязательно справится».

 По окончании показа прошла творческая дискуссия с участием цирковых и театральных деятелей, критиков и создателей спектакля.

Ирина Селезнева-Редер, театральный критик, историк цирка: «В новейшей истории я, наверное, только один раз зашла в цирк и после трех часов представления подумала: как так со мной случилось, что эти три часа пролетели, а я не заметила? Вот это второй случай. Первый со мной был на спектакле Гии Эрадзе. И мне кажется, очень приятно, что в Росгосцирке появляется новая линия в спектаклях. Мне очень приятно, что это сделано коллективом Андрея и Таисии Анатольевны. Я знаю этот коллектив, я его уже видела. И могу сказать, что трансформация, которая с ним произошла, ошеломительна. Для меня в этой программе было важно, что у всех артиств горят глаза. 

Мне очень приятно, что театральные люди включились в этот процесс, и я вижу, насколько они смогли убедить в каком-то смысле цирковых артистов, а цирковые артисты смогли настоять на своем. И, конечно, мы увидели здесь совершенно поразительные вещи. Я очень благодарна Полине Стружковой, что она так тонко почувствовала красоту цирка и эту честность. Мы видели, для меня это был совершенно потрясающий момент, когда Претти выходит одна, без дрессировщика.

Я поздравляю компанию Росгосцирк, Юру, Полину и я буду рада видеть следующие шаги в создании какого-то репертуарного цикла. Этот спектакль рассчитан на широкий спектр зрителей. Мне кажется, на это пойдут и маленькие дети, и дети школьного возраста, и подростки. Это всем очень близкая история. И в нас, взрослых, тоже пробуждает какой-то отклик.

Я человек, который ходит в цирк постоянно. Я немножко устала от демонстрации человеческого тела. Я знаю, что эти артисты способны на фантастические трюки, но структура дивертисментов, с моей точки зрения, на сегодняшний день себя изжила. Для меня важно: если в номере есть мысль, я готова простить ему отсутствие тройного сальто. И для меня это принципиальное отличие и эволюция цирка. Дивертисмент сейчас остается совсем в классических формах. И мне кажется, что работа над содержанием отличает программу. Для меня это абсолютный плюс».

Олег Лоевский, театральный критик, драматург, сцнарист, лауреат международной театральной премии им. К.С. Станиславского, лауреат международной премии им. С.П. Дягилева, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска»: «Действительно сегодня межжанровое сотрудничество очень активное. Театр в цирке и цирк в театре. И, конечно, может быть, интересен взгляд наш, как неофитов, на это все. Каждая работа таит в себе какие-то проблемы, вопросы и, может быть, внутренние истории. Может быть, сейчас необходимо понять и постичь вот это внутреннее соединение, насколько это удачно получилось.  На мой взгляд, Росгосцирк – это организация самодостаточная. Потому что тройное сальто содержательно. В нем такое же богатое содержание, как и в пьесе Шекспира. Тройное сальто во мне, в человеке, который не умеет это делать, пробуждает и зависть, и восхищение, и понимание, что человек может беспредельно многое. Мне кажется, что цирк содержателен сам по себе. Но для цирка сегодня необходим какой-то сверхсюжет, какой-то нарратив, какая-то история».

Оксана Кушляева, театровед, театральный критик: «Я театральный критик и на этом шоу, на этом спектакле я смотрю на цирк как совершенно неискушенный зритель. Меня многое удивляет, я боюсь, мне страшно, мне интересно, мне весело – весь спектр настоящих зрительских эмоций. Есть театральная часть, к которой я отношусь гораздо строже и насчет которой у меня много соображений, потому что я очень болею за эту интервенцию, если можно назвать так работу театральных режиссеров в классическом цирке. С другой стороны, действительно хочется, чтобы в спектакле шел какой-то симбиоз и даже диалог цирка и театра, чтобы он происходил интереснее.

Дляменя действительно самый удивительный и фантастический момент был момент появления слона. Для меня, неискушенного зрителя, слона без дрессировщика, слона – метафоры этого поиска, который я вижу в шоу. Я вижу, что героиня идет через разные цирковые дисциплины и как бы ищет свою мечту, и как бы пробует свои силы на шаре, пробует много всего еще. И вот слон! Случается эта встреча и она действительно происходит как волшебство. Так вот, это такая важная финальная кульминационная встреча. И еще есть какие-то театральные вещи, которые могут дальше потенциально работать и влиться в цирковое представление, но сегодня они проигрывают цирку. Это теневой театр в ширме. Его пришлось предварить текстом конферансье, что сны бывают разные, бывают и вот такие. Кажется, что этот номер пока чужой. При этом для меня действительно история сложилась, и встреча цирка и театра состоялась. Я думаю, что таким образом вы заставите стать нас, театральных зрителей, еще и цирковыми. Большое спасибо!» 

Глеб Ситковский, театральный критик, член комиссии Союза театральных деятелей России по критике и театроведению: «Я действительно рад, что здесь сейчас много театральных критиков. Какое-то такое движение навстречу идет сейчас взаимное. Мы все чаще видим новый цирк. В цирк все больше приходит людей театральных. И, наверное, это неизбежно. Если театр говорит о внутреннем мире человека, то цирк говорит о совершенстве человека физическом. Говорит, что человек способен на чудо. Это все время демонстрация чудес. Человек может взмыть куда-то ввысь и не разбиться. Человек может ходить рядом со львом и не быть съеденным. Человек может все, абсолютно. Но всегда, в любую эпоху в тоже время цирк – это еще и идеология. Если мы говорим о советском цирке, там было понятно, почему это так: советский человек может летать в небеса, может летать на Луну, как в фильме «Цирк» и так далее. 

Но сейчас это уже не работает. И то, что делает Полина в этом спектакле, это другая, новая идеология. Речь здесь о том, что да, человек может сделать все, что угодно, но для кого? Для чего? Цель всего того, что здесь происходит? И эта цель – насмешить, спасти человека совсем маленького, ребенка. Собственно говоря, зритель цирка во все времена – это ребенок. И то, что происходит в рассказе у Куприна, сюжет совершенно архетипический. Это в принципе сюжет о средней семье. То есть девочка болеет, не смеется и вроде бы ничем она не больна, говорит доктор, но просто у нее есть равнодушие к жизни. И здесь происходит именно это: как ребенку показать вот это все и рассмешить и показать какие-то чудеса?

Мне кажется, что здесь Полина пошла по такому пути сразу: если в рассказе Куприна доктор говорит о том, что ребенка надо развлечь, то здесь речь идет сразу о мечте. Она пошла через сны, через мечты. Мне кажется, это интересно по замыслу. Здесь совершенно сознательно, может быть, если бы мы говорили о театральном спектакле, то может быть была бы претензия, что вот «ах, какая эклектика, не выдержано все в одном стиле и т.д., и т.п.». Но здесь мы имеем дело с цирком, где действительно все всегда разбито на номера. Это номерная культура, и ты с этим ничего не сделаешь. Всегда будет последовательность разных жанров, разных артистов и так далее. И здесь мы видим, что и визуально полная мешанина абсолютно, полная эклектика. Начинается все с того, что действие происходит в 19 веке, тут же выходят гимнасты, в стиле Малевича одетые, тут же тебе и панк, тут же тебе и современные шоу. Конечно, вспоминается «Алиса в Стране Чудес», потому что тут прямо заимствования есть визуальные. Тут же полет на кровати –  стимпанк идет, это уже другая история. В общем, здесь намешано все, и в общем, я не стал бы, честно говоря, по этому поводу особо сокрушаться. Мне кажется, что это нормально.

В целом, мне кажется, что это первый опыт, первый спектакль из обоймы новых представлений Росгосцирка. И мне кажется, что Росгосцирк на правильном пути. И, я думаю, что все это будет продолжено и интересно в дальнейшем». 

Советник председателя Союза цирковых деятелей России Григорий Островский: «Чем дольше я работаю в цирке, тем больше убеждаюсь, что я его не знаю. Да, там есть, над чем поработать, идеальных произведений нет. Но главным для меня было то, что нащупана нормальная рабочая линия, сделана попытка сделать что-то новое в цирковом искусстве, наметился уход от перьев, блесток, все перешло в какую-то другую форму. Я хочу встать на колени и поблагодарить Таисию Анатольевну за Андрея и Настю. Андрей сделал еще один шаг в своем творчестве, в росте. И Настя была очень органична. И вся творческая команда, каждый отдельно взятый человек вплоть до униформиста, который работал над спектаклем, горел желанием создать что-то прекрасное, новое, интересное. Это абсолютно не коммерческий спектакль, и в этом его огромная ценность и огромный плюс. Искусство цирка – это социальное искусство, и государство уже давно определилось, что оно должно его поддерживать. Если мы будем ориентироваться только на коммерческие спектакли, то у нас возникнет определенная стагнация в искусстве. Я хочу попросить вас всех не останавливаться на достигнутом, потому что для того, чтобы алмаз стал бриллиантом, нужна очень хорошая огранка. Спасибо вам!»

Алексей Киселёв, обозреватель драматического театра, театральный критик, член экспертного совета премии «Золотая маска»: «Команда, которая работала над представлением – театральная. Их работы я видел в других контекстах. Меня удивляет их работоспособность, они – люди фантастические, умеют делать то, что не умеет делать, наверное, группа театралов. Полина Стружкова – автор совершенно грандиозных спектаклей по всей стране, здесь пошла путем метафорической режиссуры, и буквально два-три эпизода делают этот спектакль незабываемым. Благодаря этим эпизодам этот спектакль попал в самое сердце».

Эдгард Запашный, народный артист России: «Я очень рад началу этого движения! Я приехал скептически настроенным, но команда, которая подобралась у главного режиссера, меня сегодня удивила в хорошем смысле этого слова сюжетом, актерским мастерством не только главных героев, но и всей труппы. Вы расшевелили акробатов, которые с трудом улыбаются, и мы это знаем. Вы сделали громадный объем работы. Спасибо отдельное балетмейстерам, спасибо отдельное музыке. И ходы хорошие придуманы, живо прописаны. Спасибо вам большое!» 

В целом участники дискуссии сошлись во мнении, что цирковой спектакль «Девочка и слон» рассчитан на зрителя всех возрастов, особенно молодежную аудиторию. Он подарит публике неповторимую атмосферу праздника и неподдельные эмоции.



Рейтинг@Mail.ru