Вернуться к обычному виду

Инфо-маркер

Календарь событий

Корона за «Игру со шляпой»

Опубликовано: 4 Октября 2010 Возврат к списку
Это не первая награда молодой москвички. Ей вручали Серебряную корону фестиваля «Принцесса российского цирка» в Саратове в 2005 году, «бронзу» на Молодежном цирковом фестивале в Висбадене в 2008-м, в 2009-м в городе Латина (Италия) она удостоилась золотой награды в номере своего отца - народного артиста России Алексея Сарача «Эквилибристы рекордсмены с першами», в котором Мария была верхней и венчала рекордную композицию тройного баланса.

- Мария из известной цирковой семьи: отец - народный артист России Алексей Сарач, мать - Татьяна Сарач, не менее популярная артистка. Окончила школу с золотой медалью, учится в Московском лингвистическом университете.
Вспоминается, как во время Международного московского фестиваля циркового искусства на Поклонной горе она переводила беседу корреспондентам «Тверской, 13» с известным немецким дрессировщиком тигров, который заметил: «Маша не только хорошо выступает на манеже, но и хорошо знает немецкий язык! У нее большое будущее».
Как в воду глядел. Теперь артистка - лауреат престижной премии.
- Мария, а понравилась тебе Япония? Многие артисты мечтают побывать в этой стране.
- Как таковую я ее и не видела. У нас было по три выступления в день, выходной - в день переезда. Мы выступали в пяти городах - Токио, Иокогама, Макухари, Фукая, Нагоя. Признаться, было нелегко. Скажу, что японский зритель весьма своеобразный, отличается от нашего: эмоционально сдержан, продолжительных оваций не слышишь, но вместе с тем как они искренне удивляются: охают и ахают всем залом, как дети затаивают дыхание на тот или иной трюк, словно переживают за тебя и проносят каждое твое движение через свои сердца…
- А чем ты покоряла японского зрителя?
- Моим номером - пластическим этюдом, который называется «Игра со шляпой». Но в Японии, в отличие от обычного выступления, я работала не на манеже, а перед манежем, рядом со зрителями, а это, признаюсь, нелегко. Мне было немного непривычно, потому что контакт со зрителями был другой, чем в центре манежа, когда есть определенная дистанция от публики.
- Обычные номера, чтобы читателю было понятно, это когда он существует долгие годы. Выступал с ним один артист, спустя годы выступает уже другой. У тебя номер свой. Насколько мне известно, ты выступаешь и в группе эквилибристов с першами, которой руководит твой отец - Алексей Сарач.
- О представлении, с которым выступает наша группа. Этот номер уникальный, новые элементы привнесены моим отцом, который больше 40 лет работает в жанре эквилибристики. Все трюки, которыми номер наполняется, авторские, до отца их никто не выполнял. Кстати, мои родители выступали в Японии шесть лет назад, но на этот раз они привезли номер, наполненный, я бы сказала, другим содержанием: новый состав партнеров, новая музыка, новые костюмы. Представляете, номер довольно-таки громоздкий - перши, железо, но папа постарался, чтобы номер смотрелся легко, красиво, динамично. Публика принимала наш номер живо, и как раз в самых захватывающих моментах падения першей, их переворачивания, в неожиданных переходах чувствовалось, как замирал и потом облегченно выдыхал зал…
- Мама тоже известная цирковая артистка…
- Мама тоже давно работает в цирке, они с папой встретились здесь и с тех пор вместе, во всем друг друга поддерживают. Долгое время мама исполняла свой коронный трюк - «зуб-ник» - на двойном перше, сейчас это делаю я, мама передала мне секреты своего мастерства.
- Мария, а сколько лет ты выступаешь на манеже?
- Немного, всего шесть лет. Но первый раз я вышла на манеж в тринадцать, в день шестидесятилетия папы, - это был подарок. Стараюсь постоянно находиться в поиске, а еще хотелось бы - в борьбе с самой собой, что значит для меня преодолеть собственные внутренние барьеры, я бы назвала это смыслом моего творчества - реализовать свои возможности. Не хочется останавливаться, зритель всегда должен ощущать новизну, ключевым в этом плане для меня служит высказывание великого мима и клоуна «с осенью в сердце» Леонида Енгибарова о том, что к зрителю нельзя прийти с пустыми глазами…
- Выходит, как все цирковые дети, с малых лет ты знала, что такое манеж.
- Может быть, у меня было не как у всех. Родители меня не заставляли и не принуждали выбирать профессию артиста цирка, я выбрала ее сама. Как это произошло, трудно сказать, просто в какой-то момент поняла, что, находясь в этой атмосфере с детства, я никогда от нее не уйду, ведь цирк - это мой дом, где я выросла, где постоянно репетировала.
- А как братья, они тоже стали цирковыми артистами?
- Петр, старший брат, тоже стал артистом. Раньше он работал в папином коллективе, в першах, потом сделал собственный номер - ручной эквилибр с интересной постановкой «Нотр Дам». А младший, Сергей, ему семнадцать, и он единственный в семье, который в цирк не пошел и не хочет быть артистом. Учится в МАТИ на факультете аэрокосмических конструкций и технологий.
- Мария, а как ты узнала, что тебя удостоили премии города Москвы?
- Об этой награде я узнала в Японии, на гастролях. Но, к сожалению, на официальное награждение в мэрию не попала, не успела. Мне вручал знак лауреата генеральный директор Росгосцирка Александр Калмыков. Хотела бы отметить большую помощь, которую мне оказали известный артист Эмиль Кио и известный режиссер Александр Дмитриевич Калмыков, оценившие мое творчество. Скажу откровенно: когда меня впервые выдвинули на премию Москвы, то комиссия посчитала, что я еще слишком молода. Но, как видите, корифеи циркового искусства убедили членов комиссии, что главное в творческой деятельности не возраст, а достижение, и за это я им благодарна.
- В цирке говорят, что у тебя уже есть одна золотая медаль…
- Да, есть. Я с отличием окончила московскую школу № 237. Как цирковому ребенку пришлось поездить по стране и учиться в разных городах, в разных школах, но окончила все же свою, родную, 237-ю школу Северо-Восточного округа Москвы, куда возвращалась каждый раз после гастролей.
- Говорят, ты училась во многих школах.
- Да, 52 школы… И это не предел, такой у нас образ жизни, и в этом своя романтика.
- Намерена ли учиться дальше?
- Учусь в Московском лингвистическом университете (МГЛУ), надеюсь стать переводчиком немецкого языка.
- Ты же хорошо знаешь немецкий, говоришь как на своем родном.
- Как говорится, нет предела совершенству. Разговорный уровень - это одно дело, а литературный уровень более высокий. Этому следует учиться. К тому же мы изучаем все аспекты, связанные с Германией, -культуру, историю, обычаи.
- Мария, а довелось выступать в Германии? Кстати, в каких странах ты уже побывала?
- В Японии со своим сольным номером выступала впервые. В этом году довелось побывать и в Германии, и в ЮАР. Еще не работая, была во многих странах с родителями. Самый главный путешественник в нашей семье папа -он объездил практически весь мир.
- А тебе хочется посмотреть на мир?
- Наверное, это желание - узнать наш большой мир, побывать в его разных уголках - кроется внутри каждого… Другое дело, что удается это не всем. Конечно, артистам везет, мы постоянно в дороге - распаковка и упаковка, поезд или самолет, но это своеобразие, в котором на первом плане не отдых, а работа - добраться до следующего города, другой страны, но всегда к одному и тому же - к нашим 13 метрам, небольшому кругу, похожему на земной шар…
- Кстати, о работе. Трудно «играть со шляпой?»
- В цирке все не просто. Но главное - быть в форме. Приходится репетировать ежедневно, чтобы все движения были четки, отточены, как рисунок. Моя первая композиция была несколько иной: в ней было развитие действия, некое освобождение от оболочек, символизирующее эволюцию жизни, соответствующими были и музыкальное оформление, и настроение номера. Теперь все видоизменилось: номер стал более динамичным и, я бы сказала, игровым - это взгляд, устремленный в зал, не внутрь себя, хорошее настроение, которое хочется дарить людям, улыбка… Но жизнь не стоит на месте. Моя мечта - создать новый номер, полнее выразить себя, попробовать новое, возможно, поэкспериментировать и отказаться от привычного, над чем планирую работать не одна, а с профессиональным режиссером.
- Как восприняли артисты твою награду?
- Все поздравили, желая успеха. А генеральный директор Росгосцирка Александр Дмитриевич Калмыков сказал: «Ждем новых достижений!» Так что предстоит думать о новом и идти вперед.
Виктор ДЖАНИБЕКЯН

Рейтинг@Mail.ru