Вернуться к обычному виду

Инфо-маркер

Календарь событий

Один в поле, но - воин

Опубликовано: 27 Июля 2010 Возврат к списку
Беседуем с генеральным директором Росгосцирка, заслуженным деятелем искусств, народным артистом России Александром Калмыковым. За его плечами – прекрасные постановки, международные фестивали, впервые проведенное мероприятие на Красной площади и множество удач, с которыми связан наш цирк.

-Александр Дмитриевич, вы давно в этой системе,знаете цирк как никто другой. Не рискованно ли было в трудное для него время закрывать собой амбразуру?
-Один из известных политических деятелей задал мне весьма неожиданный вопрос: зачем современному российскому обществу нужно цирковое искусство и нужен ли государственный цирк России? Казалось, настолько это понятно и настолько банально, что думаешь: а как можно ставить такой вопрос? И вот один из моих близких друзей сформулировал ответ, с которого я бы и хотел начать наш разговор. Он сказал: «Цирк для России - это то же самое, что мюзикл и Дисней для Америки». Поймите суть: это самое важное, самое любимое наше искусство. Понятное всему народу…Да, понятное. Смотрите, ведь Америка не мыслит себя без Бродвея, без мюзикла, без Диснея. Дисней у них национальный герой, ему парки дарят. Моя мечта и людей, которые со мной работают, моей команды, чтобы руководители страны вспомнили, что цирк - наше коренное дело, важное, наше российское, без которого не мыслится образ нашей страны и нашей культуры. Поэтому, когда мне пришлось возглавить российскую компанию, я для себя обозначил самые главные проблемы.

-Что из себя представляет сегодня цирковая армия, с которой вы намерены решать эти важные проблемы?
-Цирковая армия - это артисты, животные, которые каждый вечер выходят на арену, чтобы радовать зрителя. Сегодня каждый цирковой знает, что ему делать, как совершенствовать свой номер. Армия великолепных артистов цирка - молодых, красивых, талантливых, с женами, детьми, с багажом, с кипятильниками, с учебниками - постоянно находится в дороге. Главное, чего нам сегодня не хватает, так это государственного интереса. Один из больших руководителей недавно сказал: «Ремонтировать цирки, которые являются имуществом России, - это конституционная обязанность государства». Вот хотелось бы, чтобы об этом тоже вспоминали. Мои мечты и главная задача - ремонтировать и реконструировать все наши 42 цирка. Цена вопроса - 26 миллиардов. Одна важная дама недавно усмехнулась: «Это всего-навсего цена одного бомбардировщика или цена реконструкции театра Мариинки». Вот и представьте - один театр и все наши цирки от Калининграда до Владивостока. Мне кажется, что в условиях сегодняшнего все-таки относительного подъема экономики России государство в состоянии долями, не сразу, но все же сделать так, чтобы мы не имели порезанных кресел, чтобы не протекали крыши над головами артистов и зрителей, чтобы не было устаревших позорных прожекторов и ужасного звука, драных ковров…

-Между тем статистика утверждает, что сегодня ходят в цирк десять миллионов человек…
-Да, десять миллионов зрителей в год, почти десять процентов населения России, хотя, я считаю,
может и больше. В России цирк любят, почти миллион человек занимается цирковой самодеятельностью. Отметим, что в цирк ходит почти миллион детей, что бы заниматься акробатикой, гимнастикой, жонглированием. Вот когда появится достойное отношение к цирковому искусству, прежнее внимание - мы будем счастливы.
Это первая часть ответа на ваш вопрос. А вторая часть - «отремонтировать» само искусство, потому что оно, надо признать, значительно устарело по форме подачи. Немного у нас оно все же консервативное, которое сейчас называют словом «классическое». Но оно здесь не очень подходит, потому что представление дивертисментное, состоящее из постоянного порядка: выступающие по очереди жонглеры, гимнасты - скучновато сегодня. Люди хотят шоу, хотят тему,
сюжет, а этого, к сожалению, нет.

-А каким Вам видится новое в нашем цирке?
-Прежде всего, новое содержание. В прошлом году мы проводили акцию, которая мне очень понравилась. Сама идея пришлась по душе. В основе представления были русские святые Петр и Феврония - российские Ромео и Джульетта. Только Ромео и Джульетта - вымышленные персонажи, а это два живых человека, которые возведены в ранг святых за то, что они друг с другом прожили 50 лет в любви и счастье, и умерли в один день. Патриарх и митрополит Климент говорят: давайте в городе поставим памятник этим двум святым, символу любви и верности, чтобы не к пушке и не к танку приходили молодожены с цветами, а к тем, кто, прожив полвека, показал, как надо жить в семье.

-Выходит, новая тема пришла в наш цирк?
-Да, сегодня у нас готовятся новые спектакли. Хотелось бы на них обратить внимание. Я пытаюсь
собрать разбежавшуюся по углам плеяду замечательных режиссеров. Из цирка Дю Солей приехал
мой большой друг Павел Брюн, который в свое время много создал интересного в России. Двадцать лет назад он уехал за рубеж. Сейчас мы его пригласили создать довольно интересное цирковое представление, которое называется «Волшебная флейта». Опера Моцарта в цирке - конечно, звучит. Правда, очень много проблем: как будет выступать живой оркестр, как споют «живьем» вокалисты, как все это будет сочетаться с цирком.
Режиссер Екатерина Морозова готовит изумительный спектакль «Леонардо». Вспомните, великий
Леонардо да Винчи был энциклопедистом, гением и изобретателем помимо всего прочего. Он изобрел первый велосипед, первый дельтаплан, первый пулемет, первый вертолет. И вот из этих изобретений, достаточно своеобразных для ХV века, на базе «Города солнца» Томмазо Кампанелла, будет создан необыкновенный спектакль, по-моему, интересный и красивый, и он привлечет зрителя.
Еще об одной новинке. Готовим новый цирковой спектакль совместно с тематикой 3д-кино. Это так называемый 3д-цирк. За основу берем тему библейского сюжета «Иосиф и его братья». На эту тему будет снят специальный контент, то есть специальный фильм для 3д-показа, и это будет своеобразный спектакль…

-Для того чтобы идти дальше, Вы решили начать срежиссуры…
-Да, именно так. Уже создано творческое управление, которое возглавила режиссер Екатерина Морозова, очень талантливый человек. Все наши обычные программы пытаемся театрализовать, делать для них прологи, встраивая сюжетные линии, эпилоги. Еще про один спектакль хочу сказать особо. Народный артист России Виталий Воробьев создает эпическое полотно по классике «Руслан и Людмила». Спектакль тоже необычный. Это весьма своеобразное решение произведения Александра Сергеевича Пушкина - мюзикл, а московский художник Андрей Щелоков, очень интересный мастер, предлагает необычное конструктивное решение, скорее всего компьютерную игру. Представьте себе огромную голову витязя, часть которой будет современным компьютером…

-Это будет, по-вашему, наш новый цирк?
-Непременно. А если еще несколько режиссеров предложат нам что-то новое, увлекательное, мы с
удовольствием их проекты примем. Через год-два, когда проектов станет больше, общее содержание циркового искусства станет совсем иным. Постепенно мы предложим зрителям совсем другие зрелища. Да, сальто-мортале, стойки никто не отменяет, но форма подачи станет иной.

-Но это тоже требует больших средств, а вам они нужны на ремонт, модернизацию и прочие обыденные вещи?
-Согласен, всякие идеи требуют средств. Для их осуществления нужны и возможности инвесторов, которые заинтересованы в движении вперед, хотя надеемся и на помощь государства. Если говорить в общих чертах, то предстоит решать, казалось бы, нереальные задачи, но вспомним, что сказал великий Эйнштейн: «Я ненавижу досягаемые цели». Однажды я спросил одного из самых успешных людей Голландии, как он добился за короткий период астрономического успеха. Он ответил: «Я стучал головой в закрытые двери, и одна из них открылась». Вот эту надежду он мне вселил…

-Вы надеетесь, что вам повезет и одна из дверей откроется?
-Вполне возможно. Одна дверь откроется, и нам отремонтируют цирки. А потом, если еще повезет, мы сделаем пять спектаклей. Хотя бы пять, чтобы дети наши, молодежь, пресыщенная, требовательная, говорила: «А это нам нравится, это другой цирк».

-А кроме проблем и планов, есть ли у Вас какая-то грандиозная мечта?
-А кто живет без большой мечты? Мечта моя - провести нетрадиционный цирковой фестиваль. Если быть честным, обычные фестивали имеют свою большую слабость. Как-то принц Ринье придумал в Монте-Карло цирковой фестиваль, и по его подобию стали проводить конкурсы и различные фестивали. Но такие конкурсы трудно судить. Представьте огромный аттракцион с тиграми и слонами, наездниками, дикими животными, а за ними в программе маленькая девочка-каучук... Ну как их можно судить или сравнивать? Кому какое дать место? Справедливы ли оценки? Аттракционы, маленькие номера, клоуны - как это все вместе? Проводить фестивали по
жанрам? Я пытался сделать это, но такое интересно только профессионалам, а зрителям скучно.
Моя мечта, конечно, профессиональная, но, думаю, будет интересна и публике. Провести «Фестиваль цирковой режиссу-ры», который мы называем условно «Ярмарка идей». Хотим его провести в самом старейшем цирке России, в Санкт-Петербурге, на Фонтанке, который многим, и мне в том числе, дорог своими историческими традициями. Еще император Николай I в этом цирке принимал деятельное участие в подготовке цирковых артистов и изящных номеров.

-Выходит, первый в России, да и в мире, фестиваль, посвященный режиссерам цирка, Вы покажете в Санкт-Петербурге?
-Да, в первом российском цирке. Проводим его совместно с директором цирка Северной столицы
Григорием Гапоновым. Помогут нам люди, увлеченные нашей идеей. Есть такая фирма-шоу «Аз. Азарт».
Возглавляет ее продюсер Юрий Иванов со своей командой. Это современные люди, которым я очень симпатизирую, потому что они вкладывают деньги в цирк уже не первый год.
-Почему они идут на это? Они местные или варяги?
-Это московская фирма. Спрашиваю у них: «Почему вы вкладываете деньги в цирк?» Они отвечают: «Во-первых, мы любим цирк, а во-вторых – цирковое искусство скоро станет приносить дивиденды. Начнется конкуренция, а мы уже заняли свою нишу».
А самая моя большая мечта в том, чтобы снять лучшие номера фестиваля в залах знаменитого Эр-
митажа. Главное - нам уже разрешили провести съемки. Мне кажется, это будет захватывающий видеоматериал, который войдет в цирковую видеоэнциклопедию.


Беседу вели
Виктор Джанибекян,
Эдуард Лунев

Рейтинг@Mail.ru