Вернуться к обычному виду

Инфо-маркер

Календарь событий

Арена на двоих

Опубликовано: 27 Июля 2010 Возврат к списку
Цирковых артистов братьев-близнецов Шатировых различают только близкие люди... и дрессированные звери

17 июля во Владивостокском цирке стартует новая программа артистов Московского Росгосцирка под руководством братьев близнецов Аркадия и Александра Шатировых. Корреспондент «В» встретился с Аркадием Шатировым накануне премьеры. Александр на тот момент еще не прилетел во Владивосток – задержали дела. Помимо участия в программе «Цирк будущего» он еще работает директором государственного цирка в городе Иваново.

Гляжусь в тебя, как в зеркало

На первый взгляд, Аркадий и Александр похожи друг на друга как две капли воды. Когда они идут по улице рядом, прохожие сворачивают шеи: близнецы во все времена вызывали интерес у окружающих, как чудо матушки-природы, явившей на свет абсолютно одинаковых людей. На самом деле различия между братьями Шатировыми заметить нетрудно. Во первых, Аркадий – левша, Александр – правша. Во вторых, Аркадий чуть-чуть картавит, у него грассирует буква «р», Александр – нет. Кроме того, у Аркадия волосы на темечке закручиваются в одну строну, у Александра – в другую. И все это потому, что братья не простые близнецы, а зеркальные.

Свою схожесть они осознали еще в детстве, «когда были совсем маленькими». И сразу же не преминули этим воспользоваться.

– Однажды один из нас нахулиганил, а по заднице получили оба. Потому что маме некогда было с нами разбираться. При этом свидетели, которые видели, кто на самом деле нахулиганил, не могли сказать точно, кто виноват. А мы показывали друг на друга: Александр – на меня, я – на него, – Аркадий с улыбкой вспоминает детские шалости.

Когда братьям исполнилось шесть лет, их внешняя идентичность была впервые использована на благо искусства в спектакле «Малыш и Карлсон», который шел на манеже Московского цирка. Ребята, естественно, играли Малыша, на них были одинаковые костюмы, рубашки в клетку и огромные банты на груди. И поскольку Малыш в популярной сказке Астрид Линдгрен один, то режиссер постановки использовал схожесть мальчиков для обмана зрителей. Когда, к примеру, Малыш убегал из зала через нижний боковой проход, а через секунду появлялся в верхнем проходе, эффект был потрясающий! Ошарашенная публика не могла понять, каким образом маленький артист смог так быстро переместиться из одной части цирка в другую! Уж не с помощью ли телепортации? Глядя на это чудо, набожные бабушки истово крестились, а маленькие дети начинали плакать.

– Эту тайну мы не открывали очень долго, – рассказывает Аркадий Шатиров. – Пока этот спектакль шел, на поклон, а также из цирка мы выходили по одному. И тогда мы поняли прелесть нашей схожести. Мы поняли, что мы востребованы и что можем делать какие-то творческие проекты. Конечно, в шесть лет мы не понимали этого в полном объеме. Но в нашем подсознании уже тогда отложилось, что мы можем работать на манеже. Нам нравилось выходить в зал, когда на нас смотрели изумленные зрители, не понимая, как это по манежу бегает маленький мальчик.

После «Малыша и Карлсона» братья-близнецы работали в спектакле «Дик – друг индейцев», потом было еще несколько аналогичных проектов с их участием. Со временем манеж стал неотъемлемой частью их жизни, можно сказать, что они, как и большинство цирковых детей, не видели себя вне цирка. Аркадий и Александр закономерно продолжили известную цирковую династию Шатировых.

Кинозвездами не стали

Братья-близнецы Аркадий и Александр Шатировы посвятили свою жизнь цирку и были достойно вознаграждены на этом поприще: 30 июня 2010 года они получили звания действительных членов Российской академии циркового искусства. Но в 1979 году у них был шанс прославиться и в кино. Долгие годы их резюме находилось в банках данных актеров практически всех киностудий Советского Союза.

Однажды их пригласили на кастинг перед съемками знаменитого детского сериала «Приключения Электроника», и кто знает, может быть, режиссер Константин Бромберг выбрал бы Аркадия и Александра на главные роли, а не братьев близнецов Юрия и Владимира Торсуевых. Но братья Шатировы в этот момент были на гастролях и мама, Тамара Юрьевна, не пустила сыновей одних на съемки. И сама с ними поехать не смогла.

Цирк – это болото

В 18 лет братья Шатировы получили трудовые книжки, хотя первую зарплату им выписали гораздо раньше. Кстати, их мама, Тамара Юрьевна Шатирова, была первой и единственной в мире дрессировщицей гамадрил. До нее много веков считалось, что эти приматы не поддаются дрессуре.

– По большому счету, мы уже все на пенсии. У акробатов гимнастов льготный стаж 15 лет, у дрессировщиков хищных животных – 20. Но на пенсию никто не уходит, артисты осваивают более легкий жанр, уходят помощниками в другие номера, в униформу. Это серьезный процесс, и выгнать человека отсюда просто невозможно. Цирк – это болото, которое затягивает, – говорит Аркадий Шатиров.

В то же время он признает, что не все дети, родившиеся в цирке, становятся артистами. Аркадий считает, что это очень хорошо. Например, его дочь Катерина «изменила» цирковой династии Шатировых, она учится в знаменитом Московском авиационном институте на экономиста. А дети Александра Шатирова, Владимир и Сабрина, пошли по стопам отца. Сейчас они учатся заочно в московских вузах.

Быть близнецами – хорошо

Возвращаясь к разговору о близнецах, Аркадий с явным удовольствием вспоминал, как учителя в школах (Шатировым приходилось часто переезжать) пытались его перекроить из левши в правшу. Некоторые привязывали его левую руку к стулу, другие насильно заставляли мальчика писать диктанты только правой рукой. И Аркадий, мучаясь, очень медленно выводил каракули. Чему его одноклассники были рады: педагог, подстраиваясь под левшу, диктовала очень медленно, и класс в это время успевал выправить все ошибки. Ребята даже просили Аркадия писать помедленней.

– Мы меняли школы каждые два-три месяца. И первое время у нас был карт-бланш: мы подменяли друг друга, менялись местами, сдавали контрольные друг за друга или рассказывали стихи, когда один выучил стихотворение, а другой нет. Потом, конечно, до учителей доходило, что нас можно отличать. Но «пятерка» уже была поставлена! Иногда мы сознавались в подмене, иногда нет. Хотя опытные учителя сразу вычисляли, кто где, – улыбается Аркадий.

– А в отношениях с девушками вы не использовали свою индивидуальную особенность?

– Конечно, было такое, когда надо было кому-то из нас прийти на свидание, а не было возможности, мы подменяли друг друга. Но только чтобы прийти и поздороваться. Не более. И если девушки были не совсем блондинки, они нас отличали. А вообще быть близнецами – это хорошо! – смеется Аркадий.

Кстати, животные, участвующие в программе, различают братьев близнецов. Аркадий полагает, что у них срабатывает какое-то «десятое» вкупе со всеми остальными чувство, присущее братьям нашим меньшим.

Кстати

Двое из «Запорожца»

Самой первой машиной, которая появилась у братьев Шатировых, был «Запорожец». Купили они его в начале 90–х годов, во времена «малиновых пиджаков» и бандитских разборок.

Как-то поехали они на деловую встречу в смокингах и длиннополых кожаных плащах – мода была такая. Близнецы опаздывали, поэтому ехали резво, но как назло их остановил инспектор ГАИ то ли за превышение скорости, то ли просто решил документы проверить. Братья остановились.

Когда из «Запорожца» вылезли два молодца одинаковых с лица да еще в длинных черных плащах, глаза инспектора стали квадратными от ужаса! Он пошатнулся, отступил назад и замахал руками...

– Езжайте! Езжайте!

– Что вы хотели? – спросили инспектора братья.

– Да езжайте вы, мне ничего не надо!



Рейтинг@Mail.ru