Вернуться к обычному виду

Инфо-маркер

Календарь событий

Цирк должен стать элитарным искусством

Опубликовано: 2 Апреля 2010 Возврат к списку
ВОПРОС: Александр Дмитриевич, в последнее время многие говорят о неизбежности реформирования циркового искусства в России. Как Вы видите развитие современного цирка и какие цели перед собой ставите?
ОТВЕТ: Сейчас Министерство культуры Российской Федерации и «Росгосцирк» готовят новую концепцию развития циркового искусства, согласно которой часть циркового имущества перейдет в ведение регионов. Это решение даст право регионам участвовать в развитии цирков, в частности помогать в реконструкции их зданий. Очень важно, что в концепции говорится о необходимости развивать цирк как «элитарное искусство», потому что только в данном случае люди начнут ценить цирк, и приходить туда так же, как в театр.

Я каждый год с коллегами приезжаю в Париж, хожу на все фестивали и вижу, как три раза в день в кассу цирка выстраивается очередь в полторы тысячи хорошо одетых мужчин и женщин, без детей. Неужели им некуда пойти, ведь в Париже тысячи заведений? Но люди идут в цирк! Они не считают это детским, глупым анахронизмом, как принято с некоторых пор думать в России. И наша задача сделать цирк в России востребованным, чтобы зритель сам захотел в него пойти, как это было ранее. И к этому мы будем стремиться!

ВОПРОС: Как скоро Вы планируете приступить к реконструкции зданий цирков?
ОТВЕТ: Наши здания сейчас действительно нуждаются в ремонте. И этот ремонт оценивается в 26 млрд. рублей. Кого-то, быть может, пугает эта цифра, но мы за эти деньги сможем привести в порядок все цирки от Калининграда до Владивостока. Каждый год Министерство экономического развития РФ выделяет «Росгосцирку» около полумиллиарда - миллиарда рублей на реконструкцию зданий цирков. Но для того, чтобы реконструкция не затянулась на четверть века, Минэкономразвития будет изыскивать средства в бюджете, чтобы мы в короткий срок, максимум 5-6 лет, смогли привести в порядок все наши здания. Для этого нам необходимо не менее 5-6 млрд. рублей ежегодно. Помимо 42 цирков, у нас также есть предприятие по производству декораций и Центр циркового искусства. Их тоже нужно ремонтировать.

Более того, так сложились обстоятельства, что в будни цирки практически пустуют, и сегодня мы обсуждаем возможность работы в цирках 3D-кинотеатров и делаем это для того, чтобы отремонтировать здания и немного улучшить материальное положение наших артистов.

ВОПРОС: Что уже сделано на сегодняшний день?
ОТВЕТ: Проведена реконструкция цирка в Курске, 11 лет простоявшего после пожара. Ремонт заканчивается в этом году. Я могу с уверенностью сказать, что этот цирк станет лучшим в Европе, а здание будет оснащено даже специализированным душем для животных. Строительством занимается директор цирка Иофин Андрей Михайлович, и под его контролем находится каждое помещение цирка. Кроме того, летом этого года приобретет новое лицо цирк в Ярославле. Ремонтные работы там завершатся к празднованию тысячелетия этого города. Мне также приятно объявить о том, что буквально на днях, 4 апреля, мы открываем цирк в Астрахани.

В наших планах в 2011 году закрыть на реконструкцию цирк в Сочи, чтобы обновить его к открытию Олимпийских игр 2014 года. Также на реконструкцию будет закрыт старейший пензенский цирк, на эти цели уже выделено 650 млн. рублей.

ВОПРОС: Александр Дмитриевич, почему всем известные московские цирки на проспекте Вернадского и Цветном бульваре не входят в систему «Росгосцирка»?
ОТВЕТ: Сегодня общественность мало знает о современном цирке, а также об истории циркового искусства в нашей стране. Непросвещенное поколение считает, что в России есть только два цирка: цирк на Цветном бульваре и цирк на проспекте Вернадского. Они заблуждаются, ведь один из лучших цирков в России, потрясающий по строению здания, и уникальный по атмосфере и творчеству, находится в Екатеринбурге. Его директором является выдающийся российский артист, бывший клоун Анатолий Марчевский. Кроме того, у нас есть фантастические цирки в Уфе, Тюмени и Курске.

Что касается московских цирков, в советские времена они приносили 30% общей прибыли компании, поэтому им было удобно выйти из структуры «Росгосцирка». Сегодня мы находимся в добрых отношениях с руководителями этих цирков, Максимом Никулиным и Леонидом Костюком. Между нашими компаниями «подписан» «пакт о ненападении», зачастую происходит взаимообмен программами, и наши отношения, сложившиеся на сегодняшний день, должны существовать и впредь.

Последние годы наши цирковые компании прожили независимо друг от друга, и каждой есть, что противопоставить другой. Когда Анатолия Марчевского спрашивают, чей цирк лучше, Московский или Екатеринбургский, он отвечает, что Московский цирк обслуживает 1,5% населения, а Екатеринбургский - 30%. Разница велика! Если в Москве не станет одного цирка, никто и не заметит, а в Екатеринбурге цирк - основное культурное место, наряду с театром и филармонией.

ВОПРОС: Какие трудности возникают при постановке новых программ, и как скоро они появятся?
ОТВЕТ: Наряду с реконструкцией имущества, мы остро нуждаемся в «ремонте» циркового искусства, развитие которого, к сожалению, давно остановилось. Сейчас появляется много идей, которые должны вывести цирк на совершенно другой уровень. И у нас есть люди, которые знают, как сделать цирк актуальным и интересным. Моя задача - дать им возможность сделать то, что они хотят и умеют.

Павел Брюн замечательный режиссер, много лет отработавший в цирке Дю Солей, в настоящее время работает над иллюстрированным синопсисом и анимационными моделями спектакля, основанного на опере Моцарта «Волшебная флейта». Поскольку оперу под фонограмму ставить нельзя, в цирке должны зазвучать живые голоса. Основной проблемой является размещение оркестра, а нужно обязательно расположить хотя бы несколько музыкантов. У Павла есть очень интересные идеи, костюмные решения и сама концепция представления. Скорее всего, до конца этого года будет проведена технологическая работа, начато производство декораций, подготовлены костюмы, а в середине следующего года появится и сам спектакль.

Еще одну интересную идею воплощает талантливый режиссер Екатерина Морозова. Она ставит спектакль «Леонардо». Уже готовы эскизы, однако сценарий спектакля необходимо обыграть и интересно подать. Самой трудной задачей является создание профессиональной команды. Есть потрясающая идея, возможность ее реализации, практически сформирован бюджет, но нет людей, готовых и способных ее развивать. Но, несмотря на сложности, я полагаю, что и этот спектакль будет к весне следующего года готов. Снова в цирке, снова с нами легендарный Валентин Александрович Гнеушев. Он пришел, чтобы внести свое многогранное слово мастера в цирк 21 века.

ВОПРОС: Для многих людей цирк – это в первую очередь уникальные номера с животными. А в каких условиях они содержатся в «Росгосцирке»?
ОТВЕТ: В нашей компании 6 тыс. животных, половина из которых занесена в Красную книгу, и все они живут в нормальных условиях. Подтверждением этого является тот факт, что у выдающегося дрессировщика Николая Павленко ежегодно рождается десяток тигров в неволе. Любой зоолог и биолог скажет, что если животные размножаются в неволе, они чувствуют себя хорошо. И это яркий показатель условий, в которых они живут. Наши дрессировщики - герои, они проводят с животными дни и ночи, лечат и выращивают их.

Проблема в другом. Среди богатых людей стало модно разводить экзотических животных. Страшно, что сегодня хищные животные попадают в руки непрофессионалов: через таможни их провозят без документов в домашние зоопарки, где нет квалифицированного персонала и надлежащего ухода. Тем самым эти люди только губят животное. А наши животные ухожены, накормлены и вымыты. Недавно мы даже провели сложную операцию по лечению глазной катаракты у льва в специализированной клинике. Я скажу так: к пожилым людям порой внимательнее стоит относиться, а животным в Росгосцирке хорошо.

ВОПРОС: Александр Дмитриевич, почему в Москве до сих пор не существует музея, посвященного цирковому искусству, ведь эта идея буквально витает в воздухе?
ОТВЕТ: Недавно мы приняли решение, что в помещении кафе, которое ранее было при входе в наше здание, мы создадим музей цирка. Создателем и научным руководителем музея станет профессор Сергей Михайлович Макаров, а организационную работу возьмет на себя директор филиала цирк-сервис Андрей Гутник. Не иметь в Москве музея циркового искусства, мечту всех наших учителей, стыдно! В нем мы планируем создать медиа-базу с электронными книгами, в которых каждый сможет найти всю необходимую информацию о цирке.

ВОПРОС: Что Вы можете рассказать о зарубежной деятельности Компании?
ОТВЕТ: На данный момент ведется активная переписка со скандинавскими странами: Финляндией, Швецией, Норвегией. Есть перспективы для работы больших коллективов артистов в Южной Америке. В ЮАР огромное количество дворцов спорта, шапито, казино, способных вместить большие программы. С огромным успехом в марте этого года начались гастроли артистов Росгосцирка в городе Йоханнесбург. В июле, в рамках пятого фестиваля российской культуры, начинаются гастроли Российского цирка в Японии.

А в целом, к расширению зарубежной гастрольной практики, к традициям, существовавшим когда-то, мы намерены вернуться.

Более того, нам предстоит принимать активное участие в различных Международных фестивалях и конкурсах. Впервые нам предложили участвовать на фестивале в Бухаресте. Организаторы хотят сделать его, как в Париже, на знаменитой площадке, где останавливается до 5-6 цирков в сезон. Очень интересный и в то же время ответственный фестиваль под названием «Гавана» пройдет в августе на Кубе. Далее нас ждет Восточная Европа, фестиваль цирка «Залевски» в Варшаве. Нас приглашают в Италию, Китай, Голландию, Францию.

А если говорить об уже состоявшихся престижных Международных фестивалях, то мы традиционно держим высокую планку. В октябре номер Алексея Сарача «эквилибристы на першах» удостоился высшей награды фестиваля в городе Латина (Италия). В январе в Монте-Карло номер «акробаты на подкидных досках» Вячеслава Черниевского получил специальный приз жюри. На январском фестивале в Будапеште акробаты "на встречных качелях" под руководством народного артиста России Виталия Воробьева завоевали главный приз, а "серебро" получил дуэт Михаила Иванова и Алены Сосиной с номером "Жонглеры на моноцикле". Лауреатом Международного фестиваля в испанском городе Альбасете в феврале стал номер с дрессированными собаками нашей молодой артистки Виктории Елисеенко.

Думаю, что в этом году нас еще ждут новые сюрпризы и открытия.

Рейтинг@Mail.ru