Вернуться к обычному виду

Инфо-маркер

Календарь событий

Российскому цирку - 90

Опубликовано: 27 Августа 2009 Возврат к списку
26 августа 1919 года Владимир Ленин подписал декрет Совета народных комиссаров "Об объединении театрального дела", согласно которому все цирки России становились государственными. В современной России цирковые предприятия находятся в ведении Российской государственной цирковой компании (Росгосцирка), за исключением двух московских — на проспекте Вернадского и на Цветном бульваре, а также санкт-петербургского на Фонтанке и Казанского госцирка. Но спустя 90 лет после подписания ленинского декрета генеральный директор Росгосцирка — народный артист СССР и России Мстислав Запашный говорит о нехватке "прежнего отношения государства".

В Советском Союзе основная роль в цирковых делах отводилась государству, и артисты до сих пор с теплотой вспоминают времена, когда связка "цирк — государство" была очень крепкой, а два главных "культурных сокровища" — балет и цирк — котировались на Западе весьма высоко. Вчера гендиректор Росгосцирка Мстислав Запашный с некоторой обидой говорил, что сейчас СМИ частенько преподносят цирк как некий "анахронизм". "Нам не хватает прежнего отношения к нам государства, — убежден он. — Зритель всегда с нами: посещаемость цирка — где-то 8 млн человек в год".

В цирковом сообществе говорят, что слова "кризис" сейчас не слышно. Но во многих государственных цирках нет средств даже для простого ремонта, а артисты все активнее уезжают работать в Европу или переходят в частные цирки, где лучше платят. Вообще, частный цирковой бизнес — явление для Росгосцирка довольно болезненное. Но разговоры о том, что даже всемирно известный канадский цирк Cirque du Soleil поддерживается государством, кажутся неубедительными, учитывая то, что в Европе приставка " государственный" для цирка — не более чем титул или формальность.

"Те чиновники, которым поручают заниматься цирком, не понимают смысла его существования, нас называют "совком" и говорят, что цирк себя изжил. Если хотя бы один из них попал на представление, кардинально изменилось бы отношение к цирковому искусству", — говорит Запашный.

Впрочем, способы для реализации новых масштабных проектов находятся даже в не самые простые для цирка времена, как и на то, чтобы отпраздновать юбилей. С 15 по 20 сентября в Москве на Поклонной горе пройдет IV Всемирный фестиваль циркового искусства.

Анатолий Марчевский, народный артист России, директор — художественный руководитель Екатеринбургского государственного цирка: "НУЖНО ОСУЩЕСТВИТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ"

Цирк — это национальное достояние, прежде всего некий семейный театр, где нет никаких границ, возрастных ограничений. Все забывают о политической значимости циркового искусства. Я считаю, нужно осуществить национальный проект, чтобы наконец появились госзаказы на постановки, чтобы стало ясно, чему принадлежит цирк — культуре или шоу-бизнесу. Могу сказать одно: цирк под фонограмму сальто не крутит, это искреннее искусство.

Рейтинг@Mail.ru