Вернуться к обычному виду

Инфо-маркер

Календарь событий

С ПЯТЬЮ ЖИЗНЯМИ В ЗУБАХ

Опубликовано: 10 Ноября 2006 Возврат к списку
Когда мужчина висит под куполом цирка вниз головой и держит в зубах аппарат, на котором, в свою очередь, вниз головой расположились пять девушек, причем две из них - также в зубах у своих партнерш, в зале цирка кажется все - от мала до велика - сидят раскрыв рот. "И никакой страховки! Нет, это просто невозможно!" - думаю про себя я.

Девушки опускаются вниз. Надевают на плечи специальные ремни и вновь, впятером, цепляясь по очереди одна за другую, поднимаются вверх, при этом еще и демонстрируют чудеса акробатики! По моему убеждению, каждая миниатюрная, но мускулистая артистка этого гимнастического воздушного балета вполне может исполнить роль Зены - королевы воинов. Причем без всяких дублерш.

- Неужели это нормально для человека - удерживать зубами пятерых девушек плюс реквизит (как выясняется, это более трехсот килограммов)?! - вопрошаю я. - И как одной гимнастке оказывается по силам вес троих партнерш?

- Это нормально, - отвечает мне постановщик этой незабываемой композиции народный артист России Николай Водяник. - Если натренированы мышцы, то мужчина в силах и пятьсот, и шестьсот килограммов выдержать в зубах! В нашем номере мы не просто демонстрируем возможности человеческого организма, мы показываем искусство. А искусство всегда переходит в какую-то силу. Это как балет.

То, что демонстрирует сегодня гимнастический воздушный балет, "от и до" придумал и сделал сам Николай Никифорович. На арене он уже сорок пять лет, за которые, кажется, в своей области собрал все возможные награды и медали. Интересно, что зеленую улицу в цирк Николаю Воднику открыл сам Леонид Брежнев. Николай Никифорович с режиссером поставили по тем временам очень рискованный номер - "Вальпургиеву ночь". Девушки в нем выступали практически обнаженные. И коммунисты, и комсомольцы, и пресса не упускали случая надавить на "зарвавшегося" артиста. Неизвестно, чем бы кончилась эта история, но в Кисловодске на одно из представлений приехал сам Брежнев. Генсек увидел номер, спросил, кто руководитель, одобрил и сказал: "Послезавтра ко мне в гости на дачу". После этого все недоброжелатели умолкли, и Николай Никифорович стал спокойно работать в цирке. Так, как нравилось ему.

В это трудно поверить, но всего год назад он сам держал в зубах под куполом цирка своих артисток. Сегодня единственный мужчина в номере - его зять Сергей, муж любимой дочери Ярославны. Девушка пошла по стопам отца. Она впервые в истории конкурса в Монте-Карло завоевала "золото" с номером с хулахупами. Причем крутила их не только традиционным способом, но и в воздухе под куполом цирка. Николай Никифорович сегодня постепенно передает номер "Галлеи" свой дочери - "ей и только ей". Говорит, что Ярославна случайно вышла замуж за человека, который теперь в самом прямом смысле этого слова держит в зубах ее жизнь: молодые встретились на гастролях в Китае, и теперь он доверяет зятю быть на самом верху.

- Это длительная подготовка, - рассказывает Николай Никифорович. - Мы с Сергеем усиленно репетировали почти шесть месяцев, но пока подготовили его лишь для того, чтобы он "вошел" в номер, поэтому он еще, можно сказать, в начале пути. А чтобы дойти до высшего уровня, надо поработать еще три-четыре года. И нагрузки у него будут еще больше.

Всех артисток своего номера (а за время его существования сменилось уже пять составов) Николай Водяник учил сам. Лично. Приглашал для работы и мастеров спорта по художественной гимнастике, и девушек из цирковой самодеятельности, и даже совершенно не имеющих никакого отношения к цирку девчонок. Безусловно, принадлежность к определенной весовой категории была одним из ведущих критериев. В один из составов балета Николай набрал тринадцатилетних девчонок. Обучил их всему - они и проработали вместе пять с половиной лет. "Все это очень серьезно. Я в ответе и за их жизнь, и за их работу, и за их учебу", - убежден народный артист.

Основная нагрузка в номере ложится на единственного мужчину. Но, как говорит Николай Никифорович, если будет двое - эффект пропадет.

- А мои девочки на руках делают даже "кресты" на кольцах, не уступая мужчинам-гимнастам. Работать и репетировать у нас очень тяжело. И некоторые через несколько месяцев просто убегают, не выдерживая нагрузки. Поэтому нужно набирать фанатиков. И наш последний состав - тот, что работает уже год, - включает в себя именно таких.

Аналогов воздушному гимнастическому балету под руководством Николая Водяника в мире нет. Номеру в его нынешнем виде три с половиной года. Артисты планируют, что Сергей в будущем будет держать в зубах сразу шестерых девушек. "Можно и больше, - смеется в ответ на мое недоумение артист, - в зависимости от весовой категории".

- Неужели нет какого-нибудь секрета, дающего возможность удерживать челюстями такую тяжесть? - никак не могу успокоиться я.

- Есть специальная гимнастика для лицевых мышц и элементарное натаскивание, - отвечает Николай Никифорович. - Хотя раньше просто брали кусок кожи в рот - тогда зубы у многих артистов и "летели". Сегодня зубник делается по слепку. Сначала артист немного сам себя подстраховывает - придерживает аппарат руками, а когда челюсти привыкают, начинает работать так, как вы только что видели на представлении.

Рейтинг@Mail.ru