Вернуться к обычному виду

Цирк в годы Великой Отечественной войны

Опубликовано: 9 Мая 2013 Возврат к списку

Памяти работников циркового дела, защищавших нашу страну в годы Великой Отечественной войны, посвящается…

В героической борьбе, длившейся 1418 дней и ночей, с оружием  в руках участвовали многие и многие артисты, режиссеры,  работники  униформы и другие.   Никогда не будет забыт их вклад в Великую всенародную Победу. Защищая Родину, многие из них,  отдали свои жизни, но память о них жива, и будет жить вечно.

Цирковая арена прививала акробатам, жонглерам, гимнастам — волевые качества: отвагу, выдержку, выносливость, безграничное упорство. И эти качества великолепно проявились в боевой обстановке. Не случайно маршал Черняховский назвал цирковых артистов людьми стального характера.

Перед самой войной один из первых выпускников циркового училища Федор Суворов был участником музыкально-эксцентрического номера. Навыки циркового акробата — тренированное тело и закалка — верой и правдой послужили ему, когда он служил в разведке. О воинской доблести солдата Суворова убедительнее всего свидетельствуют его боевые награды: два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, медали: «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Ансамбль наездников под руководством Михаила Туганова на второй день войны направился вместе со своими конями в кавалерийский корпус генерала Доватора. Находчивость и ловкость удалых джигитов — как они пригодились в неожиданных перипетиях боя! Сколько раз эти качества вызволяли их из самых, казалось бы, безвыходных положений.

В июльские дни 1941 года в Алма-Ате формировалась 316 стрелковая дивизия, пулеметчиком которой стал уроженец этого города цирковой артист, воздушный гимнаст И. А. Щепетков. В холодные осенние дни того же года бойцы триста шестнадцатой насмерть стояли на подступах к Москве. Среди 28 героев-панфиловцев, бессмертный подвиг которых у разъезда Дубосеково известен всему миру, сражался и Щепетков. Он погиб в этом бою, ставшем легендой. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Восемнадцатилетний наводчик орудия Лев Осинский проявил себя в боевой обстановке как грозный и отважный истребитель танков. В жарком сражении под Белгородом осколком снаряда ему оторвало левую руку...

Ценой титанического напряжения воли и всех душевных сил,  увечный фронтовик вернулся в манеж к творческой жизни. До войны он был эквилибристом в групповом номере. Осинский сумел найти в себе силы и не только выйти на арену, но и прославился как один из лучших эквилибристов мира.

Известный артист цирка  Анатолий Новожилов,  в мирное время иллюзионист Шаг,  был участником обороны Крыма, штурма Севастополя и боев на Волге.

Нелегкая судьба солдата хорошо была знакома прославленному мастеру арены и экрана Юрию Никулину. Военный путь он начинал рядовым красноармейцем в артиллерийской разведке, воевал под Ленинградом, в Эстонии, закончил войну в Латвии старшим сержантом, помощником командира взвода управления артиллерийской батареи.

Поистине удивительна военная биография друга Никулина и партнера по манежу клоуна Михаила Шуйдина. Вчерашний студент циркового училища стал офицером, командиром танка — грозного Т-34, участвовал в боях под Белгородом и Харьковом, горел в  танке на берегах Вилейки в Литве, лицом к лицу встречал у Сморгони и Золотоноши немецкие «тигры» и самоходки, форсировал реки, мужественно отбивался от превосходящих сил врага.

Знаменитый наездник-жокей, заслуженный артист РСФСР А. С. Александров-Серж, ветеран цирковой арены, несмотря на преклонный возраст, организовал и возглавил одну из первых артистических бригад по обслуживанию частей Западного фронта. Суровый путь от Москвы до поверженного Берлина прошли и два сына Александрова-Сержа— Святослав и Юрий. За ратные подвиги они награждены многими орденами и медалями.

С первых дней войны и до последних прошел солдатской дорогой в качестве агитбойца клоун Борис Вяткин.

После Великой Отечественной войны генерал Михайлов, разби­равший архивы Геринга, нашел приказ асам люфтваффе: «Сбить летчиков: Покрышкина, Кожедуба, Рычкалова, Молодчева и «смею­щегося паяца» (фамилия и часть неизвестны). Им был Владимир Довейко. Его полк летал на американских бомбардировщиках «Боинг В-25». На фюзеляже своей машины  Владимир Довейко нарисовал сме­ющегося клоуна в ярком колпаке и написал: «За советское искусство!»  Во время одного из боевых вылетов над железнодорожной станцией Бреслау на него из облака выскочил мессер.  Деваться было некуда,  сделав боевой разворот, он зарядил очередь из пяти пулеметов. Только после войны он узнал, что пилотом сбитого ис­требителя был племянник Геринга и немцы  внесли его  в «черный список»...

Несмотря на лишения военного времени, творческая жизнь в цирке била ключом. В 1942 году был учрежден конкурс на новые произведения. Это событие вызвало в профессиональной среде огромный интерес и благотворно совалось на дальнейшей творческой судьбе всего циркового искусства. Когда подвели итоги, то они превзошли все ожидания: за время войны было выпущено свыше 150 новых номеров и аттракционов. Вот некоторые строки из хроники постановочной деятельности цирка того периода.

...Пятого апреля 1942 года на московском манеже со­стоялось первое выступление крупного аттракциона «Воздушные канатоходцы» под руководством Николая Хибина.

..23 декабря 1943 года корифеи нашей арены, популярные артисты сестры Кох выпустили оригинальный аттракцион «Семафор-гигант».

...В начале 1943 года состоялась премьера аттракциона «Слоны и танцовщицы», созданного известным дрессировщиком А. Н. Корниловым.

Список можно продолжать, важно отметить непоколебимую веру людей, в свое  светлое будущее, в Победу.


Рейтинг@Mail.ru