Вернуться к обычному виду

Яна Сердюкова. Жажда полёта.

Опубликовано: 21.10.2014 Возврат к списку
Яна Сердюкова. Жажда полёта. Пожалуй, вряд ли найдётся в цирке жанр, сравнимый по романтичности, эмоциональности и привлекательности с воздушным полетом. Не случайно ведь и символом нашего цирка стала парящая на трапеции гимнастка. И действительно, у кого из нас не замирало сердце, когда, глядя туда, в подкупольное пространство, наблюдали мы за невероятными и рискованными трюками летящих в цирковом поднебесье людей.

Чувство восхищения испытала и Яна, будучи совсем ребёнком, увидев однажды по телевизору цирковую программу, а в ней – воздушный полёт. Это было для неё первым открытием и недоумением: «Разве люди могут так летать?!». Вот так в жизнь девочки вошла мечта – стать такой же, как эти необыкновенные люди.
  
«Детские шалости, – успокаивали себя мои родители, надеясь, что с возрастом это пройдёт, – вспоминает с улыбкой Яна Сердюкова. – Но, к счастью, не прошло».

Сегодня она – профессиональная артистка цирка, воздушная гимнастка, мастерством которой восхищается даже самая придирчивая публика. Ступенька за ступенькой шла она к своей цели. В Мурманске, где Яна провела детство, цирка не было, но в межсоюзном Дворце культуры работала цирковая студия «Арлекино», которой руководил тогда уже известный артист Валерий Акишин. И, как только девочке исполнилось семь лет, она начала постигать азы цирковой науки – училась садиться на шпагат, выгибаться мостиком, совершать нехитрые кувырки. И добилась успехов – на одном из отчётных концертов выступила в групповом номере «Матрешки».

А вскоре способную ученицу начали пробовать на трапеции. Яна до сих пор помнит, как тренер-педагог Татьяна Алексеевна Петрова учила её держаться в воздухе, как день за днём она осваивала новые элементы. И вскоре ни один концерт студийцев не обходился без коронного номера «Пеппи-Длинныйчулок», где Яна, перевоплотившись в эксцентричную героиню произведения Астрид Линдгрен, проказничала высоко над сценой, выделывая на трапеции немыслимые для своего возраста головоломные трюки.

После окончания школы Яна приехала в Москву поступать в ГУЦЭИ. Но здесь девушку ждало первое разочарование – не прошла по конкурсу. О возвращении домой с таким поражением не могло быть и речи. Снимала комнату, подрабатывала в массовках, и главное – чтоб не потерять форму, усиленно занималась гимнастикой и акробатикой в спортшколе в Кузьминках. Не добрала баллов и на следующий год, но в училище Яну уже хорошо знали – и как упорную абитуриентку, и как способную акробатку. И потому, когда в номер студентов выпускного курса потребовалась партнёрша, преподаватель Александр Киричуков попросил Сердюкову помочь. Она отлично справилась с этой ролью.

Студенткой ГУЦЭИ стала с третьей попытки. И сразу была зачислена на второй курс. Вместе с преподавателем Ольгой Цветковой начала готовить номер на трапеции. День за днём совершенствовалось мастерство, оттачивались элементы, вырабатывалась тщательно соизмеримая сила броска и предельная собранность, так необходимые для воздушной гимнастики. Те многочасовые занятия сказались позже в непередаваемом ощущении лёгкости исполнения трюка. И чувством этим, как вспоминает Яна, хотелось поделиться со всеми.

С номером «Бабочка», показанным в 2000 голу на выпускном экзамене в   училище, она работала уже профессиональной артисткой.

А спустя три года на гастролях в Калининграде произошла встреча с хореографом местного театра оперы и балета Татьяной Соловьёвой. Встреча, которая, сыграла значительную роль в судьбе артистки и в её творчестве. Просмотрев выступление Яны, Соловьёва предложила совершенно иную концепцию номера – более эмоциональную и философски насыщенную. Своеобразный мини-спектакль, в основе которого – песни великой Эдит Пиаф. Они создали атмосферу, в которой артистка проживает эти несколько минут под куполом и которые определяют ее сценический образ. Номер смотрится как откровение, как законченное произведение, интересно решённое и композиционно оформленное. Именно так восприняли его зрители.

Казалось бы, всё, к чему стремилась, достигнуто. Но гимнастка продолжает совершенствовать свою работу – пробует себя в иных, даже гротесковых образах. В репертуаре Яны Сердюковой появился  новый вариант номера, подготовленный в содружестве с режиссёром Надеждой Соколовой.  Тут она уже в амплуа неуклюжей ассистентки циркового денди, которая суетится и от смущения всё делает невпопад, вызывая смех. Но вот на наших глазах происходит чудо – комичная неумеха, взмывая ввысь, преображается в Принцессу, с лёгкостью и изяществом проделывая сложные трюки на трапеции. В работе Яне помогает муж – Дмитрий Колобухов. Когда-то он тоже занимался в мурманской цирковой студии, тоже приехал учиться в ГУЦЭИ.

Впереди у Яны Сердюковой – очередные оригинальные работы, а значит зрителей ждут новые цельные композиции в исполнении молодой и оригинальной артистки.

Фотоматериалы

Видеоматериал

Рейтинг@Mail.ru