Вернуться к обычному виду

Доклад Генерального директора ФКП «Росгосцирк» Ф.Р. Халиловой на коллегии министерства культуры Российской Федерации «19» декабря 2012 г.

Опубликовано: 19.12.2012 Возврат к списку
Доклад Генерального директора ФКП «Росгосцирк» Ф.Р. Халиловой на коллегии министерства культуры Российской Федерации «19» декабря  2012 г.

Здравствуйте, коллеги!

Сегодняшнее мое выступление будет посвящено основным мероприятиям начального этапа реформирования ФКП «Росгосцирк» в рамках реализации, утвержденной Правительством России «Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года».

Временные рамки начального этапа, учитывая первоочередные задачи, требуемые изменения законодательства и решение наиболее острых проблем компании определены с начала 2013 по конец 2015 года.

Генеральной стратегической целью планируемой деятельности является на начальном и последующих этапах реализации Концепции; «Превращение «Росгосцирка» в высокорентабельную, экономически и творчески эффективную компанию – одного из мировых лидеров циркового искусства».

Для достижения поставленной, достаточно амбициозной цели, необходимо решение следующих первоочередных задач:

  1. Последовательное повышение доходов ФКП «Росгосцирк»;
  2. Оптимизация и сокращение расходов, ликвидация необоснованных издержек во всех секторах деятельности;
  3. Рост рентабельности предприятия,
  4. Оптимизация организационной структуры предприятия;
  5. Активизация международной гастрольной деятельности;
  6. Модернизация основных фондов предприятия (зданий, техники и оборудования);
  7. Повышение имиджа, инвестиционной привлекательности и кредитоспособности - обеспечение роста стоимости компании;
  8. Активизация творческого процесса, развитие и совершенствование национального и межнационального (СНГ) циркового искусства.

Но прежде, чем перейти к детализации конкретных мероприятий по решению поставленных задач с определением сроков их реализации и объемов достигаемого эффекта, я хочу проинформировать коллег о некоторых вопиющих фактах, характеризующих реальное положение дел в компании на момент моего назначения ее руководителем.

Совокупная задолженность ФКП «Росгосцирк» на 1 ноября этого года составляла 300 миллионов рублей.

В том числе по налогам в бюджет – 164 миллиона 663 тысячи рублей, по внебюджетным фондам 125 миллионов 565 тысяч рублей и по прочим кредиторам, а это корма для животных и коммунальные услуги еще 6 миллионов 772 тысячи рублей.

И, что самое возмутительное, к этому моменту коллективам работников ряда цирков и подразделений компании, таких как Пензенский цирк, московский цирк «Радуга», Центр циркового искусства задержка в выплате заработной платы составляла более трех месяцев.

Сегодня все зарплаты людям выплачены и налоговая задолженность компании поступательно погашается.

Еще одна из серьезнейших вскрывшихся в результате проверок проблем – это недостоверная, непрозрачная отчетность.

Как выявили проверки, в компании практиковалась «подгонка» показателей квартальных и годовых балансовых отчетов под результаты, удобные руководству для сокрытия реального катастрофического состояния предприятия.

В результате этих подтасовок за первые девять месяцев текущего года были значительно занижены реальные убытки цирков.

Состояние всего имущественного комплекса компании по итогам проверок можно оценить как критическое. Я подготовила отдельную справку по этому вопросу и предлагаю коллегам с ней ознакомиться.

Отмечу только, что износ более трети зданий цирков компании, составляет более 50%, а таких как Пензенский – 80%, Омский – 79%, Уфимский – 73%, Красноярский – 70% и так далее, и эту проблему необходимо решать как можно быстрее, чтобы не потерять цирки в этих крупнейших городах страны.

На фоне столь критического положения дел с материально-техническим комплексом компании, предыдущее руководство не завершило работу по выполнению Постановлений и Распоряжений Правительства России в частности 453-ьего от 2006-го года, по созданию единого имущественного комплекса «Росгосцирка».

До сегодняшнего дня в компании существуют как филиалы, так и юридические лица, которые должны быть исключены из Единого государственного реестра.

Важнейшей проблемой компании, о которой сейчас много говорят, является полная дезорганизация кадровой политики. Во-первых, это разрушение директорского корпуса цирков страны.

Сегодня здесь присутствует Анатолий Павлович Марчевский – без преувеличения, лучший директор цирка компании, я надеюсь, он со мной согласится, что кадровая политика руководства компании последних лет нанесла непоправимый ущерб директорскому корпусу. И негативные последствия волюнтаризма руководства компании будут сказываться еще долгое время. Но к этой теме я еще вернусь и доложу о путях преодоления кадрового кризиса.

Не лучше ситуация складывается и с кадрами генеральной дирекции компании. Приведу конкретные цифры: при руководстве компанией Людмилы Петровны Яировой численность сотрудников генеральной дирекции составляла 120 человек, при Леониде Костюке уже – 194, при Мстиславе Запашном – 170, а при Александре Калмыкове по состоянию на сентябрь 2012 года штаты были раздуты до 205 человек, а с договорниками 231 человек.

Ни для кого не секрет, что период руководства компанией Людмилой Петровной признается самым успешным и стабильным за прошедшие десятилетия. Таким образом, в серьезнейшей структурной реформе нуждается и сама генеральная дирекция. Новая структура, которую я предложу вашему вниманию ниже, предусматривает значительную оптимизацию рабочих схем и сокращение управленческого аппарата вдвое. Что касается состояния артистического состава конвейера компании, то и здесь ситуация сложная. Не вдаваясь в частности, отмечу, что на 33 работающих цирка, в компании существуют 41 коллектив. При этом жанровый состав этих коллективов крайне несбалансирован, много однотипных номеров весьма низкого художественного и профессионального уровня. Вот то немногое, что я хотела бы довести до сведения собравшихся, о реальном положении в «Росгосцирке» на момент моего назначения его генеральным директором.

Теперь позволю себе перейти к детализации мероприятий по решению первоочередных поставленных задач с определением сроков их реализации и объемов достигаемого эффекта.

Первой и важнейшей задачей компании является последовательное повышение доходов ФКП «Росгосцирк».

Главным и основным источником увеличения прибыли остается организация гастролей в цирках и шапито, принадлежащих ФКП «Росгосцирк», а также зарубежные гастроли отечественного цирка.

Для этого необходимо искоренить существовавшую порочную практику, при которой частные предприниматели, или, как их окрестили в цирке «прокатчики», организующие гастроли артистов компании в цирках, арендовали по личному распоряжению руководства компании цирки по ценам ниже уровня рентабельности и покупали по ниже себестоимости лучших артистов и наиболее зрелищных животных «Росгосцирка». То есть в схему заведомо закладывался убыток предприятия.

Чтобы не быть голословной приведу конкретные цифры. Один прокатчик за месяц работы получает выручку в среднем от 10 до 20 миллионов рублей. Из них только 2 миллиона остается в качестве аренды в цирке и 300 тысяч рублей прокатчик перечисляет в месяц компании за использование артистов. Таким образом, от 8 до 12 миллионов рублей выручки оказывается в распоряжении прокатчика. Итого за год недополученная и сокрытая выручка компании только на одного прокатчика составляет 70-80 миллионов рублей.

А в целом от использования подобных схем работы компания теряла за год свыше 2-х с половиной миллиардов рублей.

Сейчас картина разительно меняется, и уже в грядущем 2013 году я планирую вывести «Росгосцирк» в зону прибыли.

В этом контексте я хочу отметить значительные, и в чем-то неожиданные трудности, с которыми пришлось столкнуться.

Многие ведущие артисты компании, представители знаменитых фамилий и династий, добились у предыдущего руководства «Росгосцирка» исключительных преференций, как в логистике гастрольных маршрутов, так и в системе распределения доходов, о которой я уже рассказала. И, как это не обидно, но именно с этими «золотыми именами» отечественного цирка достигнуть понимания в вопросах работы с учетом интересов компании удается с большим трудом.

Как я понимаю, в ближайшее время в адрес Министерства культуры поступят жалобы недовольных новыми условиями работы именитых артистов. И здесь я буду просить Министерство и цирковое сообщество поддержать меня, поскольку продолжение порочной практики может привести к краху компании.

Если подытожить тему проката, то, как конечный результат работы в этом направлении я вижу замену практики частного проката цирковых программ в цирках компании на государственный.

То есть, проведение гастролей непосредственно самими директорами цирков. Но для этого потребуется большая и кропотливая работа по воспитанию нового поколения директорского корпуса. В этой работе я очень надеюсь на помощь и содействие опытнейших директоров «Росгосцирка», таких, как присутствующий здесь директор Екатеринбургского цирка Анатолий Павлович Марчевский, директора Саратовского цирка Иван Георгиевич Кузьмин и директор Уфимского цирка Михаил Витальевич Михайлищев цирков, которые сегодня являются непререкаемыми лидерами компании.

Замечу, что частные предприниматели, конечно, смогут сотрудничать с «Росгосцирком», но исключительно как дополнительная статья дохода компании.

В этой связи необходимо создать в структуре ФКП «Росгосцирк» систему централизованного анализа спроса, маркетингового планирования, размещения и распределения цирковых программ по региональным циркам с учетом зрительского спроса, возможностей цирков, культуры регионов, особенностей программ и жанров.

Здесь я надеюсь на активную профессиональную помощь не только практиков, но и научного сообщества, ведущие представители которого присутствуют на сегодняшней коллегии.

Существенным резервом и постоянным источником получения прибыли являются арендные платежи.

Сегодня более 15% недвижимости «Росгосцирка» сдается в аренду по сниженным арендным ставкам структурам, как правило, аффилированным с менеджментом цирков. Перезаключение договоров арендной платы по реальным рыночным ставкам принесет более 90 миллионов рублей в год.

Требует ускорения создание в структуре ФКП «Росгосцирк» централизованной системы производства, закупок и сбыта смежной, рекламной, сувенирной и полиграфической продукции, что может принести прибыли до более 100 миллионов рублей с дальнейшим ростом по годам развития этого направления.

Рентабельность предприятия зависит не только от процесса увеличения доходов, но и от оптимизации и сокращения расходов, ликвидации необоснованных издержек во всех секторах деятельности.

Сегодня в компании отсутствует централизованное управление гастрольными маршрутами. В результате, суммарный маршрут перемещений артистов более чем в 3 раза превышает необходимый.

Создание оптимальной, научно обоснованной логистической схемы гастрольных маршрутов, рациональное сокращение личного багажа артистов позволит ежегодно экономить до 35-ти миллионов рублей.

Теперь я хочу рассказать о принципиально новом подходе к организации гастрольной деятельности компании, который мы сейчас дорабатываем и планируем начать реализовывать уже в следующем 2013 году.

Многолетняя практика показала, что цирки страны имеют индивидуальные сезонные пики зрительской активности, а работа в пассивные периоды сопряжена с риском больших убытков.

Так вот, в предстоящем сезоне планируется проводить гастроли с учетом этих особенностей цирков. И второе - планируется сместить активность гастрольной деятельности в летний период из крупных цирковых городов в шапито, устанавливаемых в городах, не имеющих стационарных цирковых зданий.

Такие летние каникулы позволят повысить приток «соскучившегося» зрителя к осеннему открытию циркового сезона. Замечу, что кризисная ситуация в европейском регионе дает возможность приобретать или брать в аренду современное новое шатровое оборудование по максимально выгодным ценам.

Одной их основных составляющих себестоимости цирковой деятельности является объем закупок кормов и ветеринарной продукции, в российских цирках превышающий 26 миллионов рублей в год.

Введение практики заключения прямых долгосрочных контрактов на закупку сельскохозяйственной и ветеринарной продукции, способно обеспечить до 20 % ежегодной экономии, это принесет более 10 миллионов рублей в год.

И еще один из серьезных факторов экономии.

Объем затрат предприятия на закупку костюмов и реквизита превышает 130 миллионов рублей в год и является одной их основных составляющих себестоимости цирковой деятельности.

Ликвидация порочной практики закупок костюмов и реквизита у сторонних организаций, внедрение системы контроля за госзакупками со стороны Комитета по аудиту при Совете директоров позволит сократить расходы по данным статьям до 20%, и принесет до 30 миллионов рублей экономии».

Кроме вышеперечисленных путей повышения рентабельности ФКП «Росгосцирк», связанных с повышением прямых доходов от основной деятельности, оптимизации и сокращения расходов большое значение имеет внедрение в практику сотрудничества ФКП «Росгосцирк» с крупными финансовыми компаниями и банками, а так же «… органами государственной власти субъектов Российской Федерации по финансированию мероприятий по модернизации циркового имущества, находящегося в федеральной собственности…» это прямая цитата из «Концепции развития циркового дела в РФ на период до 2020 года».

Первый пункт реализации этого направления Концепции требует скорейшего внесения изменений в основы законодательства Российской Федерации о культуре. В этом я надеюсь на активную помощь Министерства культуры.

И теперь, после всего изложенного, я хочу предложить вашему вниманию те показатели, которые планируется достигнуть по мере реализации намеченных программ.

График основных показателей деятельности ФКП «Росгосцирк»).

Как вы видите на графике, уже в этом году удастся снизить убытки по сравнению с прошлым 2011-м, а уже в 2013 планируется выйти на прибыль в 750 миллионов, в 2014-ом на 900 миллионов, а в 2015 довести прибыльность компании до одного миллиарда 125-ти миллионов рублей.

Но, хочу отметить, что активизация деятельности компании будет исчисляться не только финансовыми показателями.

Так, в рамках реализации Концепции планируется увеличить количество представлений с 5800 в 2012 до 7900 в 2015-ом, а так же увеличить количество зрителей с 9 миллионов шестисот тысяч в этом году до 14-ти миллионов 370 тысяч в 2015-ом при моратории на цены на билеты.

Все предложенные вашему вниманию цифры получены путем социально-экономического и финансового анализа, и при реализации всех намеченных мероприятий будут достигнуты к указанному сроку.

Новые задачи, стоящие перед ФКП «Росгосцирк» по реализации Концепции потребует значительных изменений и оптимизации всей организационной структуры предприятия.

Проект новой структуры генеральной дирекции компании прилагается.

В целях повышения качественного уровня управления компанией планируется:

  1. Создание нового, избираемого путем голосования «Совета директоров компании», с обязательной ротацией участников.
  2. Создание при Совете постоянно действующих комитетов по аудиту Финансово-хозяйственной деятельности, стратегии развития и кадровой политике.
  3. Создание «Экспертного совета» с привлечением широкого спектра ведущих специалистов в области культуры, искусства, экономики и маркетинга.
  4. Проведение полной «паспортизации» материально-технического комплекса и творческого состава ФКП «Росгосцирк». Объединение полученных данных в единую электронную базу, которая позволит избежать операций, наносящих экономический или репутационный вред компании.
  5. Проведение социо-маркетинговых исследований, позволяющих определить объемы культурных потребностей, репертуарные предпочтения и ожидания населения каждого конкретного региона. Это позволит наиболее качественно организовывать гастрольную деятельность компании, а также повысить зрительский интерес и посещаемость.

Теперь, то, что касается активизации зарубежной деятельности.

Ранее приносившая в бюджет существенную прибыль гастрольная деятельность российской цирковой системы сегодня сводится к нерегулярной и непрозрачной покупке по ниже себестоимости отдельных цирковых номеров западными импресарио. Ответить на этот вызов можно и нужно созданием системы централизованного изучения зарубежного спроса, маркетингового планирования рентабельности проката отечественных номеров и программ за рубежом, поиска посредников и продвижения российского цирка частным компаниям и рыночным импресарио в западных странах, созданием банка оценки и контроля зарубежных заказчиков. Необходимо использовать современный зарубежный опыт, в частности итало-испанский (продюсера и импресарио Алесандро Серены), по созданию совместных цирковых проектов с дальнейшим совместным его прокатом по странам участникам. При этом принципиальным являются условия сотрудничества, когда зарубежные партнеры инвестируют в проект финансовые и современные технические средства, а компания предоставляет репетиционную базу, артистический и постановочный персонал. Организация проката, т.е. реализации полученного циркового продукта, осуществляется совместно. По России это прерогатива ФКП «Росгосцирк», а за рубежом гастроли организует и проводит иностранный партнер, который объективно лучше владеет ситуацией и знает законы своего рынка.

Как я уже отмечала, большая работа предстоит в ближайшие годы по модернизации основных материальных фондов компании зданий цирков, гостиниц, техники и оборудования. Наряду с ремонтом, модернизацией и оснащением цирковых зданий и шапито современным оборудованием, делающим цирковые площадки конкурентоспособными и инвестиционно привлекательными объектами зрелищного бизнеса.

Что планируется осуществить, в том числе благодаря

«…выработке эффективных механизмов поддержки цирковой деятельности вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности цирковых организаций; формирования эффективной системы взаимодействия между органами власти всех уровней, а также институтами гражданского общества в целях развития циркового дела; использованию механизмов государственно-частного партнерства, в том числе распространение практики заключения концессионных соглашений для привлечения дополнительных источников финансирования циркового дела…» (это цитата из «Концепции развития циркового дела в РФ на период до 2020 года»).

Есть в системе ФКП «Росгосцирк» несколько цирковых предприятий, таких как цирки Нижнего Тагила, Иваново, Костромы, Уссурийска рентабельность которых при традиционных формах эксплуатации крайне осложнена по ряду объективных причин (малое число жителей, снижение уровня жизни и т.п.).

Эти цирки планируется эксплуатировать по сезонной схеме и трансформировать в общественные культурно-досуговые центры с предоставлением широкого спектра спортивных и досуговых услуг (спортивные и фехтовальные клубы, танцзалы, клубы активного досуга и семейного отдыха кинотеатры и т.п.).

Существенный доход может принести создание на прилегающих к циркам территориях многофункциональных культурных центров для семейного отдыха с широким спектром мероприятий и услуг, не противоречащих назначению и эстетике цирка (это так же положение из «Концепции развития циркового дела в РФ на период до 2020 года»).

Важнейшим направлением работы я вижу повышение имиджа, инвестиционной привлекательности и кредитоспособности, и как следствие обеспечение роста стоимости компании. Для решения этих задач планируется создание отдельного подразделения в структуре ФКП «Росгосцирк», объединяющее все направления связанные с имиджевым позиционированием компании и пропаганде циркового искусства.

Деятельность «Росгосцирка» немыслима без активизации творческого процесса, развития и совершенствования национального и межнационального (СНГ) циркового искусства.

Вопросы творческого развития компании и планы по созданию новых конкурентно способных произведений циркового искусства всегда будут иметь первостепенное значение в нашей деятельности. Мы при нашей финансовой ограниченности наметили на 2013 год творческий план реконструкции действующих и репетиционных программ. В октябре – ноябре 2013 года представим план творческого развития на основе маркетинговых исследований:

  1. «Специального научного подразделения, занимающегося изучением проблем циркового дела на базе одного из научных институтов сферы культуры» (из «Концепции развития циркового дела в РФ на период до 2020 года»);

А в структуре ФКП «Росгосцирк» планируется:

  1. Создание системы централизованного анализа спроса, маркетингового планирования, размещения и распределения цирковых программ по региональным циркам с учетом зрительского спроса, возможностей цирков, культуры регионов, жанров и особенностей программ;
  2. Проведение «паспортизации» творческого состава предприятия и выявления проблем жанрового дисбаланса и художественного уровня произведений и исполнителей;
  3. Проведение открытого (с привлечением ведущих специалистов других видов искусства) конкурса творческих заявок на создание новых оригинальных произведений циркового искусства;
  4. Воссоздание «Совета директоров» на новых ротационных условиях;
  5. Создание нового независимого, расширенного «Экспертного совета».

Все эти мероприятия позволят избежать влияния субъективных личностных факторов на творческий процесс и оптимизировать постановочные расходы.

Это те первоочередные шаги, которые необходимо предпринять по реализации «Концепции» и выведению компании из тяжелейшего кризиса. В своей работе мы стремимся к максимальной открытости и всегда готовы к сотрудничеству.

Благодарю за внимание!


Видеоматериал

Рейтинг@Mail.ru