Вернуться к обычному виду

Навстречу 95-летию государственного отечественного цирка

Опубликовано: 21.02.2014 Возврат к списку
Навстречу 95-летию государственного отечественного цирка

Цирковое искусство в современной России
Заслуженный деятель искусств РФ,
доктор искусствоведения
С. М. Макаров

В этом году советскому и его правопреемнику российскому цирку исполняется 95 лет. Это искусство является одним из объектов нематериального культурного наследия России. Поэтому отечественный цирк требует не только сохранения, но активного развития и всестороннего изучения.

Творческие процессы, происходящие на цирковых манежах, раскрывают связь телесного и духовного, выявляют внутреннюю содержательность различных явлений. Все компоненты цирка, начиная с арены в форме окружности и купола, где выступают артисты, до внешнего рисунка акробатических, гимнастических, жонглерских трюков и комбинаций, а также формы реквизита наделены знаковой функцией, подчеркивающей глубинную суть происходящего перед зрителями.

Акробатика, жонглирование, эквилибристика, гимнастика, клоунада, иллюзия – бесконечный переворот: верха – низа, исчезновения – появления, героического – комического, падения – взлета. Цирковое искусство – это круговорот вечности, где соединяются земное с космическим, физическое с духовным. При этом символика дает художественную интерпретацию цирковому творчеству.

Клоунада, занимающая одно из центральных мест на манежах, является, одновременно, цирковым жанром и неординарным взглядом на окружающую действительность. Она позволяет оценить происходящие события с разных точек зрения, то есть креативно.

Образное мышление клоунов опрокидывает, как принято говорить, «здравый рассудок», обедняющий и обволакивающий творческую мысль штампами и стереотипами. Искусство клоунов, раскрывая мир в его новых качествах, развлекает и будоражит воображение зрителей. «Алогичное мышление» комиков способствует развитию чувства юмора, так необходимого в повседневной жизни. Как известно, «юмор – это спасательный круг на волнах жизни», который когда-то бросали публике выдающиеся артисты Анатолий и Владимир Дуровы, Сергей и Дмитрий Альперовы, Карандаш, Константин Берман, Леонид Енгибаров, Акрам Юсупов, Борис Вяткин, Олег Попов, Юрий Никулин, Михаил Шуйдин. К сожалению, далеко не все современные клоуны смогли придти на смену выдающимся смехотворцам.

Цирковое искусство заключает в себе интернациональный аспект, объединяющий межэтнические группы и народы нашего государства. Наряду с этим самобытный мир манежа утверждает физические и духовные приоритеты, участвует в развитии творческих личностей. К тому же цирк, как и другие виды отечественного искусства, выполняет важнейшую задачу, о которой говорили еще древние философы: «Искусство смягчает нравы».

В современных условиях трансформации общества значение циркового искусства еще более возрастает, как носителя традиционных ценностей, как воспитателя новых поколений зрителей в духе гуманизма.

Цирк несет огромный положительный потенциал эмоционального воздействия на публику. Романтизм, героизм, юмор, пронизывающие произведения мастеров, – все это формирует добросердечную и доброжелательную атмосферу. Психологически и духовно цирк консолидирует различные возрастные, социальные, национальные группы, независимо от образования, уровня индивидуальной культуры.

В силу интеграции в цирковые программы артистов разных национальностей отечественный цирк стал выразителем интернационального единства людей, символом тесной взаимосвязи представителей государств, ранее входивших в СССР. Это своеобразный знак современных объединительных тенденций в мировом глобальном процессе.

Развиваясь, цирк аккумулирует художественные, интеллектуальные, эмоциональные, технические достижения. При этом российское искусство сохраняет верность классическим культурно-эстетическим идеалам и традициям. В своих произведениях мастера арены постоянно осуществляют поиск новых выразительных и художественных средств, зрелищных возможностей, положительно воздействующих на массовую аудиторию.

Весьма существенно, что лучшие представители цирка передают свои знания, профессиональные навыки, уникальные умения и, разумеется, культурные и духовные ценности юным дарованиям. Как это происходит в цирковых ансамблях и студиях при Ростовском и Волгоградском цирках.

Коллективное творчество цирковых мастеров развивается, во многом заимствуя театральный опыт. У сценического искусства был взят главный принцип по созданию новых произведений, а также воспитанию артистических и режиссерских кадров.

Однако сценический путь для манежа имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Современные программы отчасти утрачивают зрелищность, сенсационность и, что особенно огорчительно, исконную природу циркового искусства, суть которой заключается в понятии «игра в риск». Именно это отличает цирк от смежных видов творчества.

«Игра в риск» – это такое состояние артиста, когда, исполняя сложнейшие трюки, комбинации, мастер по-настоящему не рискует своей жизнью, а всего лишь играет в опасность. Талантливый артист, как правило, создает видимость риска. Такого умения цирковой исполнитель достигает с помощью многочасовых и каждодневных репетиций.

Следует указать на то, что отечественное цирковое искусство в значительной степени направлено на юное поколение и молодежь. Через систему зрелищных предприятий, расположенных от Владивостока до Калининграда, цирк активно влияет на становление и укрепление идеологии, способствующей позитивному развитию гражданского общества.

Сегодня, когда в нашей стране широким фронтом ведется непримиримая борьба с наркоманией, алкоголизмом, беспризорностью, цирк вносит существенную лепту в это важнейшее государственное дело.

Положительный опыт совместной работы профессионального и самодеятельного цирка был накоплен в 20-е и 30-е годы (когда существовали дворовые и деревенские цирки») и в послевоенные 40-е годы ( когда развернули свою деятельность народные цирковые коллективы при домах культуры). Были созданы также студии при московском, ленинградском, ивановском цирках.

Сегодня любительские цирки объединяются вокруг «Росгосцирка». Так, например, совместно с народным артистом Болгарии Александром Балканским готовится третий международный фестиваль любительского цирка. Конкурс пройдет с 28 июня по 7 июля 2014 года в Варне.

В наши дни успешно функционирует московский интернат №15 циркового профиля имени Юрия Никулина для детей-сирот. В Санкт-Петербурге действует единственный в мире цирк для хулиганов. Он называется «Упсала – Цирк». В нем выступают дети из групп социального риска, которые постепенно превращаются в замечательных цирковых артистов. В их представлениях умело сочетаются акробатика, пантомима, жонглирование, модерн-танец.

Многолетняя практика убеждает, что наш цирк способен помочь становлению личности юных дарований. Подчеркнем, что занятия в студиях и любительских коллективах, в московском и казанском цирковом училищах помогают обрести молодежи отличную физическую форму.

Уже сегодня ребята, обучавшиеся в цирковых училищах и прошедшие подготовку в самодеятельных ансамблях, идут на службу как в ВДВ, так и другие рода войск, требующие крепкого здоровья, мгновенной реакции, ловкости, умения найти выход в любых сложнейших ситуациях. Есть примеры того, как цирковые артисты, знакомые с приемами дрессуры, занимаются подготовкой служебных собак, находясь в пограничных войсках.

Разумеется, не все юные любители цирка, тренирующиеся в самодеятельных коллективах, станут цирковыми артистами. Однако систематические занятия, большие физические нагрузки учат каждого упорно трудиться в достижении поставленных целей.

Участие самодеятельных артистов в групповых цирковых номерах, заметим, развивает чувство ответственности, долга перед партнерами, товарищескую взаимовыручку.

Вместе с тем, освоение таких цирковых номеров как фокусы и иллюзия, «мнемотехника» (искусство запоминания), «счетная машина» (мгновенное решение исполнителем сложных математических задач) помогают развитию интеллектуальных способностей исполнителя, сообразительности, смекалки.

Специалистами замечено, что дети и взрослые, увлекающиеся цирковым искусством, репетирующие в самодеятельных коллективах, в большинстве случаев не курят и не употребляют наркотические средства.

Во-первых, они находятся под постоянным контролем руководителей коллективов, а также товарищей, с которыми репетируют и выступают в одном номере. Все члены цирковых номеров прекрасно понимают, что жизнь каждого из них зависит от нормального физического и психологического состояния партнера.

Во-вторых, с чувством эйфории, возникающим в момент исполнения сложного трюка, не может сравниться никакое наркотическое средство. На это обратили внимание еще в далекой древности йоги и буддистские монахи.

Цирковой «кураж», «игра в риск» дают ощущение необыкновенного взлета эмоций, что делает цирковое искусство чрезвычайно привлекательным для молодежи и людей, стремящихся испытать экстремальный подъем чувств.

Не секрет, что цирк и спорт уже многие десятилетия осуществляют плодотворное сотрудничество. Цирковые артисты, как правило, участвуют в торжественных церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр. Это не случайно, так как оба вида деятельности являются школой отваги, ловкости, силы, мужества, выносливости. Выдающиеся велосипедисты, тяжелоатлеты, акробаты, художественные гимнастки с успехом демонстрируют свои навыки как в спортивных залах, так и на манежах. Однако необходимо остановиться на одном важном аспекте циркового искусства. Так, в отличие от спорта, цирк никогда не приносит «разочарования» как самим артистам, так и зрителям.

Дело в том, что конечная цель циркового артиста – стать выдающимся мастером, уникальным в своем роде. Он создает образ героической, романтической, комедийной личности, преодолевающей любые преграды. Клоун, как правило, робко начиная свое выступление, постепенно справляется с различными неожиданностями и забавными препятствиями, в том числе, «превозмогая» собственное, кажущееся бессилие. Цирковой мастер всегда уходит с арены только победителем. Нередко героические личности цирка, как, например, Ирина Бугримова, Карандаш ( Михаил Румянцев), Владимир Волжанский, Валентин Филатов, Всеволод Херц, Маргарита Назарова, Григорий Новак, Юрий Никулин, Леонид Енгибаров, Валентин Дикуль становятся легендами.

Спорт зачастую жесток и безжалостен. Даже самый выдающийся рекорд рано или поздно будет побит. Сегодня Вы победитель, чемпион мира и стоите на пьедестале почета, а завтра это место занимает Ваш непримиримый соперник, представляющий другую страну.

Возможно, поэтому в начале 50-х годов ХХ века, когда в нашей стране олимпийское движение только набирало силу, в народном сознании лидерство было чаще всего не за спортом, а за цирком. Его героев знали, любили, обожали. Нередко носили, буквально, на руках. Например, Олег Попов – «Солнечный клоун». Он по праву занял место рядом с Матрешкой, Гжелью и Черной икрой!

Сегодня, когда в страну возвращаются участники цирковых конкурсов, обладатели золотых и серебряных призов, победители и лауреаты международных состязаний в Монте-Карло, Китае, Франции, Венгрии, Италии, об их успехе можно узнать в лучшем случае из информации в интернете. А ведь эти цирковые победители не менее «звездные», чем спортсмены, возвращающиеся с чемпионатов мира. На фестивалях- конкурсах в Монте-Карло, в Будапеште, в Париже, в Чжухае, где собираются выдающиеся представители циркового мира, артисты российского цирка неизменно радуют своих поклонников, завоевывая высшие награды. На Родине об этом почти не известно. Если бы о победителях писали газеты, о лауреатах рассказывали на радио, показывали их с экранов телевизоров, то российский народ и страна получили бы еще один повод для положительных эмоций.

Кстати, блистательные спортсмены, завершившие свою спортивную карьеру, начинали вторую жизнь на аренах российского цирка. Так поступили Иван Поддубный, Иван Заикин, Григорий Новак и многие другие.

Совершенно очевидно, что творческий и человеческий потенциал Российского цирка огромен. Однако цирковому искусству необходимо еще энергичнее бороться и выживать в сложных экономических условиях, вдохновляясь любовью зрителей и надежной поддержкой государства.

Обогащая российскую культуру новыми художественными произведениями, цирк должен активнее принимать участие в борьбе за здоровый образ жизни, за реализацию интернациональной политики государства, осуществлять поиск народных талантов.


Рейтинг@Mail.ru