Вернуться к обычному виду

Анатолий Марчевский: история должна быть честной, и никто не имеет права ее переписывать

Опубликовано: 7 мая 2021  |  Источник: Время МСК Возврат к списку
Анатолий Марчевский: история должна быть честной, и никто не имеет права ее переписывать Единственный цирковой спектакль о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов «Салют Победы!» был поставлен в 2005 году, и каждые пять лет артисты гастролируют с ним по России. О том, как создавался спектакль о войне, о его главной идее, а также где пройдут представления, народный артист РСФСР, режиссер спектакля «Салют Победы!» Анатолий Марчевский рассказал главному редактору «Время МСК» Екатерине Карачевой. На празднование 75-летия Великой Победы над фашистскими захватчиками из-за пандемии COVID-19 представление не состоялось, поэтому гастроли пройдут в этом году.

Анатолий Павлович, расскажите, как пришла идея воплотить на манеже цирка спектакль о войне?

Я родился после войны в 1948-м. Всегда с уважением относился и отношусь к тем, кто защищал нашу Родину, кто не вернулся с этой страшной войны 1941-1945 годов. Те фронтовики, что вернулись, всегда были примером для нас, ребят и девчат.

Я всегда хотел внести свой вклад в священную память о великом советском народе – народе-победителе, который освободил СССР и Европу от фашизма. И когда стал артистом цирка, хотел сделать патриотический спектакль. Никто еще не делал на манеже цирка таких программ. А ведь цирковые артисты уходили на фронт прямо с представлений, порой, даже со своими четвероногими друзьями. Как, например, джигиты-наездники цирковой династии Кантемировых. Все 12 человек ушли вместе со своими обученными лошадьми, и каждый день совершали подвиги на войне. В живых осталось только двое артистов. Когда они вернулись в родной цирк, то выходили в свои номера в солдатской форме. Эти «костюмы» стали частью их программ, и вызывали у людей, переживших страшное время, совсем другие эмоции.

Прошло много лет, но идея создания военно-патриотического спектакля о войне не оставляла меня. Я пришел к выводу, что ставить его, естественно, можно на джигитах, конных аттракционах знаменитого Тамерлана Нугзарова (народный артист РСФСР скончался 24 мая 2020 года – Ред.). Их номера и стали базой для спектакля «Салют Победы!», а дальше оставалось только подобрать те цирковые номера, которые органично вплетаются в драматургию спектакля.

Вы сами отбирали черно-белую хронику, которая идет во время представления мультимедийной заставкой?

Да, я сам отбирал каждый кадр. Мне крутили, а я говорил, какой кусок нужен, вот эти 4-5 секунд, или вот эти про взятие Рейхстага… А песни военных лет я подбирал из кассет, купленных мной еще в 60-е годы. Вы знаете, ведь даже «Смуглянка» поется по-разному. А мне надо было подобрать тот вариант песни, чтобы и характер исполнения, и темп соответствовали идее номера. Так что отсматривать и сводить пришлось много.

Вообще, было много задумок. Но когда начинаешь ставить, понимаешь, что что-то не очень идет. Взять хотя бы первую сцену, когда памятник оживает, и эквилибрист работает не с обычным реквизитом, а использует автоматы и гранаты. Сначала у меня была такая идея, что это будет просто скульптура под бронзу – артисты в бронзовой краске, памятник ведь, такая ассоциация. Но этот номер опоздал к премьере. И мы за ночь его поменяли. Решили, что выступать артисты будут в солдатской форме, и оказалось еще даже лучше.

Вообще, я старался делать спектакль об артистах цирка, которые ушли на фронт. Причем, многие с первых дней войны. И по воспоминаниям тех, кто вернулся – им постоянно снился цирк, как они выходят и работают на любимом манеже перед зрителями. И дрались артисты за мирное небо, за будущее, чтобы никогда больше такого не повторилось.

Мне случайно попалась песня «Журавли», но с другим текстом, который написал цирковой артист. Один куплет и лег в основу спектакля:

«Нам кажется, порою, что за нами, среди живых, цветов и тишины,
торжественно равняются на знамя артисты, не пришедшие с войны».

Я, когда эти слова услышал, сразу решил – это и будет основа, вот оно, то, чего мне не хватало! Я старался воплотить задумку, чтобы это было трогательно, а не сухо-агитационно. К примеру, воздушный гимнаст под эту песню парит под куполом цирка, а на фоне летит клин журавлей. А медсестра, которой снится, что она снова под куполом цирка работает под песню:

«Я люблю тебя, Россия, над обрывом у реки,
я люблю, чтоб небо в синем, и чтоб в поле васильки…».

Эта худенькая девочка до войны была воздушной гимнасткой. А через, может, мгновенье – бой, и кто знает, вернется ли она живой…

Никуда не деться и от нашей эстрады. На манеж выезжает всеми любимая «полуторка», на ней тогда и выступали артисты цирка.

Второе отделение спектакля в основном конное. Джигиты скачут на лошадях, выполняют уникальные и сложнейшие трюки, танцуют лезгинку, и все это в военной форме. В несколько обновленном варианте будут участвовать и дети.

– Когда состоялась премьера «Салюта Победы!»?

Премьера этого спектакля прошла в Екатеринбурге в честь празднования 60-летия Победы в мае 2005 года. С тех пор мы каждые пять лет, к круглой дате, ездим по городам с этим спектаклем.

Во время спектаклей на двух первых рядах раньше всегда сидели ветераны с боевыми наградами, билеты им и членам их семей предоставлялись бесплатно. Остальные 16 рядов занимали зрители. Контакт поколений, конечно, потрясающий. После представления подходят ко мне ветераны и спрашивают: «Анатолий Павлович, а вы в каких войсках воевали?». Я говорю, что родился после войны. А один ветеран сказал: «А как вы смогли все это так реалистично передать через спектакль. Я прямо себя видел в манеже, как сидел на привале. Когда после боя письма читают, баян играет, танцуют, артисты выступают». Для меня это самая главная похвала.

А когда мы в Москве выступали в цирке Никулина на Цветном бульваре, подошла ко мне билетер и говорит, что стоят двое молодых людей – парень с девушкой, уже после представления. Плачут. Она спрашивает: «Что случилось? Помочь чем-то?». А они отвечают: «Да нет, все в порядке. Просто мы другими глазами посмотрели на своих родителей. Пойдем что-нибудь хорошее для них сделаем».

После таких эмоций уже не надо вообще что-то говорить, слова иногда бывают пустыми и бессмысленными. Просто нужно каждому проникнуться в ту атмосферу и самим принять решение для себя. Нынешнее поколение должно само понять, что нужно уважительно относится к ветеранам, к тем людям, которые воевали и проливали свою кровь. Я считаю, что, посмотрев наш спектакль, они как раз и попадут в тот кусочек атмосферы, что пережили эти люди на войне. У нормального человека этот спектакль вызовет слезу и желание чем-то помочь ветеранам, труженикам тыла, всем тем, кто еще жив и находится рядом с нами. Да просто сказать им: «Спасибо», и не только 9 мая, а говорить каждый день.

Для меня спектакль «Салют Победы!» очень дорог. И я рад, что он получился таким. Ведь передать патриотическую тему цирковыми средствами непросто, и для меня и всех артистов – это серьезная удача. К тому же наш спектакль о войне – единственный в цирковой среде.

К сожалению, в прошлом году к 75-летию Победы из-за коронавируса представление пришлось перенести на этот год. И уже 8 мая мы покажем первое представление в цирке Курска, где было самое мощное танковое сражение Курская дуга. Перед входом в цирк для зрителей будет организована полевая кухня, так что каждый сможет попробовать гречневую кашу с тушенкой и бутерброд с салом – солдатский паек. Контролеры, билетеры будут одеты в пилотки и плащ-палатки, а все остальные сотрудники – в военную форму. Показывать наш спектакль в Курске мы будем до конца мая.

После Курска по утвержденному графику поедем дальше: Волгоград, где была Сталинградская битва, Санкт-Петербург – блокада Ленинграда и по другим городам. Мы планируем выходить на манеж к определенным памятным датам до конца 2021 года, чтобы как можно больше зрителей смогло посмотреть этот спектакль.

Спектакль «Салют Победы!» – дань уважения и низкий поклон нашим отцам, матерям, дедам, воевавшим с фашистскими захватчиками, отдавшим свои жизни за мирное небо. И сегодняшнее поколение не должно забывать об этой страшной войне. История должна быть честной, и никто не имеет права ее переписывать.