Вернуться к обычному виду

Цирк – это образ жизни. Руслан Марчевский

Опубликовано: 8 октября 2021  |  Источник: «Тагильский рабочий» Возврат к списку
Цирк – это образ жизни. Руслан Марчевский Войдя в цирк через служебный вход, сразу попадаешь за кулисы. Идя по светлым и чистым коридорам мимо гримерных, директор цирка Руслан Марчевский вспоминает, как все это создавалось буквально заново.

Цирк, каким мы его знаем теперь, вновь открыл свои двери четыре года назад, в сентябре.

День премьеры

– За две недели перед первым выступлением после ремонта мой шагомер не показывал меньше 35 пройденных в день километров. Ночи перед премьерой были бессонными, постоянно ходил вот по этим коридорам, контролировал ход работ. Мы не успевали, многое было недоделано. Все, как при любой стройке: какие бы графики ни рисовал, все равно уложиться не получится. Мы планировали отработать, а потом доделывать вещи, которые не связаны со зрителями и животными. Ведь благоприятные и комфортные условия для зрителей и животных у нас на первом месте, на втором – артисты, а уже потом - обслуживающий персонал, от директора до дворника. Успели многое сделать. Почти все было готово, кроме административного корпуса. У меня до сих пор нет кабинета, а мебель в него привезли только в начале этого года. Но он и не нужен, я все время на ногах, – улыбаясь, рассказывает Руслан Анатольевич.

– Это был «марш-бросок» для всех нас. Форс-мажоры были на протяжении всей подготовки. Зритель уже заходил, а мы еще что-то подкрашивали, завинчивали. Наверное, видели ступеньки с подсветкой? Таких в России нет ни в одном цирке. Мы начали их монтировать всего за месяц до первого представления. За три дня впервые запустили, а ночью перед премьерой строитель перебил все провода, делая уголки.

И вот, день премьеры. Особенно запомнились два случая – до спектакля и сразу после него. Помню удивление и восторг детей, пришедших на представление с воспитательницей, о которой юные зрители забыли, переступив порог, и разбрелись по сторонам. Помню фразу строителей сразу после спектакля о том, что до третьего звонка для них цирк был стройплощадкой, местом работы, а после спектакля совсем другое ощущение: цирк как будто ожил, наполнился детской энергетикой.

Цирк действительно оживает, когда в зале появляются счастливые эмоции, в первую очередь - детские.

Образ жизни

– Что для вас цирк?

– Для меня цирк – это образ жизни. Я родился, как говорят, «в опилках», на гастролях в Кисловодске. Цирк в моей жизни был с самого рождения. С детства меня обучали разным жанрам, но я не хотел связывать жизнь с цирковым искусством. В 2000 году окончил Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности драматический актер театра и кино. Но цирк меня не отпускал. Как раз в это время в Екатеринбурге на гастролях были братья Запашные, а клоуны тогда уехали за рубеж, нужно было доработать две недели. Так и получилось: тут две недели, потом еще месяц, потом зарубежная поездка, а потом еще и еще... От судьбы не уйдешь. Так цирк стал и моим образом жизни, и самой жизнью. Если ты хочешь, чтобы любое дело было успешным, то им надо жить. Так цирк стал домом, в который приходят гости, а ты их с радостью встречаешь.

– Тагильский цирк стал домом?

– Конечно. В чем радость приезда домой? В том, что тебя всегда там ждут. Так и здесь. Понимаю, что в этом городе и в этом цирке для маленьких тагильчан у меня есть возможность сделать их жизнь ярче и интереснее. Прикладываю к этому все свои усилия. Хороших руководителей много, но не все любят маленькие города. А мне важнее не размер города, а то, сколько могу полезного сделать для его жителей. Во время антракта и после спектакля я нахожусь в фойе цирка и всегда смотрю на реакцию зрителей. А положительные эмоции, горящие глаза, восторженные отзывы после просмотра спектакля – это лучшая оценка нашей работы.

Цирк – это эмоции. Это единственное искусство, которое интересно всей семье. На цирковой арене каждый член семьи найдет для себя что-то интересное, что понравится больше всего. Детям – это животные, клоуны, взрослым же – костюмы, трюки, воздушные номера. Главное, чтобы полученные эмоции не были отрицательными.

О тагильских зрителях

– Отличаются ли зрители в разных городах?

– Безусловно. В небольших городах зритель не такой избалованный, как, например, в Москве или даже в Екатеринбурге. Все просто: в крупных городах богатый выбор куда сходить и что посмотреть, в маленьких же цирк – практически единственный вариант семейного досуга. Но в то же время жители небольших городов, в частности тагильчане, более сдержанные. Часто приходится делать музыкальные акценты, чтобы показывать зрителю, где аплодировать, потому что многие боятся, стесняются сделать это невовремя, выразить свои эмоции, как им кажется, не к месту.

– Сложно ли было изменить мнение горожан о цирке? Ведь все привыкли видеть его холодным и мрачным.

– Да, сложнее всего было не отремонтировать здание, а поменять отношение к цирку. Отношение и артистов, и самих тагильчан. О цирке артисты говорили: «Что хуже Нижнетагильского цирка? - Нижнетагильский цирк зимой». Это был один из самый запущенных цирков России. Здание сильно сгнило, а потолок долгие годы тек. Никто особо не занимался проблемами, хотя решение некоторых вопросов не было сложным и дорогостоящим. Артисты сюда приезжали как в ссылку.

Цирк воспринимался как заброшенное здание с грязными помещениями. Когда люди увидели новый цирк, то признались, что и не знали, что он может быть другим: ярким, красивым, радующим с первой минуты прибывания в нем. А ведь цирк и должен быть таким. Отношение менялось сразу после первого посещения. Сколько бы я ни рассказывал и ни показывал фотографии до и после ремонта, – все это были только слова. Помимо картинки, есть еще и энергетика. Цирк делался с душой, каждый сантиметр стал родным. После первого посещения зрители говорили, что даже не могут вспомнить, как было раньше, словно тот образ стерся из памяти, хотя пока они шли сюда, то помнили жуткую атмосферу старого цирка.

Случайности не случайны

– Никогда не жалели о том, что не ушли из цирка?

– Нет, никогда. Благодаря гастрольной жизни, которая была довольно жесткой и тяжелой, я приобрел тот опыт, который мог применить и при ремонте, и в управлении цирком. Понимал, что ни один из строителей не знает, как правильно строить цирки. Пришлось самому изучать основные направления строительства. Много было экспериментов, мы не знали как лучше. Чуть больше месяца назад я был назначен куратором стройки пяти цирков. Уже был в Челябинске, Уфе, Ростове. За время работы Нижнетагильского цирка после ремонта мы поняли, что сделано удачно, а что не учли. Благодаря этому опыту у нас появилась возможность сделать цирки, находящиеся на ремонте, еще более удобными и комфортабельными как для зрителей, так для животных и артистов. Поэтому нет, я не жалею. Все пригодилось. Есть мудрая фраза: «Случайности не случайны».

На часах почти полдень, скоро начнется репетиция. Значит, пора снова пройти по закулисью, чтобы попасть на манеж, где уже собрались почти все цирковые артисты. В том числе и животные. Например, бегемот.

– Сейчас в Росгосцирке всего две программы с бегемотом! И, к счастью, одна из них приехала к нам. Такое пропустить нельзя. Приглашаю тагильчан и гостей города посетить наше уникальное «Тропик шоу».

Фотоматериалы