
Эта фраза из "Маленького принца" Антуана Сент-Экзюпери ярко иллюстрирует взаимоотношения цирковых артистов со своими дрессированными животными. Для большинства из них четвероногие подопечные становятся в буквальном смысле этого слова членами семьи, детьми, с которыми связана вся жизнь. Тем нелепее звучат требования так называемых зоозащитников о цирке без животных.
Об этом мы побеседовали с заслуженной артисткой России Долорес Запашной.
- Долорес Павловна, Вам, проработавшей большую часть жизни с такими животными как тигры, слоны, а теперь и медведи, не кажутся ли подобные заявления лишенными логики?
- Так могут мыслить лишь люди, не знакомые с нашей работой и жизнью. Допускаю, что есть случаи жестокого отношения к животным. Но это частности. Сколько фактов жестокого отношения к животным чуть ли не ежедневно мы видим в повседневной жизни, читаем в ленте фейсбука об уродах, которые кичатся издевательствами над кошками, собаками... А "зеленые" почему-то выбрали своим объектом лишь цирк.
Работа дрессировщика - это в первую очередь бесконечное терпение и особое отношение к четвероногому партнеру, которому отдаешь все свое время, успехам которого радуешься.
Так получилось, что после аттракциона "Слоны и тигры" я какое-то время работала в иллюзионно-трансформационном номере. Потом в номер вошел Василий Порхун. В цирке он уже давно. Начинал униформистом, позже его заметил Айрат Вильданов и пригласил ассистентом в свой номер "Медведи-наездники". Так что, медведей он хорошо знает, их повадки, привычки. Он и мне привил любовь к этим животным, научил понимать их.
-Наверняка вы оба мечтали работать с ними...
Посмотреть полную версию интервью → Мы в ответе за тех, кого приручили