Опубликовано: 21 октября 2014 Возврат к списку

Чувство восхищения испытала и Яна, будучи совсем ребёнком, увидев однажды по телевизору цирковую программу, а в ней – воздушный полёт. Это было для неё первым открытием и недоумением: «Разве люди могут так летать?!». Вот так в жизнь девочки вошла мечта – стать такой же, как эти необыкновенные люди.
«Детские шалости, – успокаивали себя мои родители, надеясь, что с возрастом это пройдёт, – вспоминает с улыбкой Яна Сердюкова. – Но, к счастью, не прошло».
Сегодня она – профессиональная артистка цирка, воздушная гимнастка, мастерством которой восхищается даже самая придирчивая публика. Ступенька за ступенькой шла она к своей цели. В Мурманске, где Яна провела детство, цирка не было, но в межсоюзном Дворце культуры работала цирковая студия «Арлекино», которой руководил тогда уже известный артист Валерий Акишин. И, как только девочке исполнилось семь лет, она начала постигать азы цирковой науки – училась садиться на шпагат, выгибаться мостиком, совершать нехитрые кувырки. И добилась успехов – на одном из отчётных концертов выступила в групповом номере «Матрешки».
А вскоре способную ученицу начали пробовать на трапеции. Яна до сих пор помнит, как тренер-педагог Татьяна Алексеевна Петрова учила её держаться в воздухе, как день за днём она осваивала новые элементы. И вскоре ни один концерт студийцев не обходился без коронного номера «Пеппи-Длинныйчулок», где Яна, перевоплотившись в эксцентричную героиню произведения Астрид Линдгрен, проказничала высоко над сценой, выделывая на трапеции немыслимые для своего возраста головоломные трюки.
После окончания школы Яна приехала в Москву поступать в ГУЦЭИ. Но здесь девушку ждало первое разочарование – не прошла по конкурсу. О возвращении домой с таким поражением не могло быть и речи. Снимала комнату, подрабатывала в массовках, и главное – чтоб не потерять форму, усиленно занималась гимнастикой и акробатикой в спортшколе в Кузьминках. Не добрала баллов и на следующий год, но в училище Яну уже хорошо знали – и как упорную абитуриентку, и как способную акробатку. И потому, когда в номер студентов выпускного курса потребовалась партнёрша, преподаватель Александр Киричуков попросил Сердюкову помочь. Она отлично справилась с этой ролью.
Студенткой ГУЦЭИ стала с третьей попытки. И сразу была зачислена на второй курс. Вместе с преподавателем Ольгой Цветковой начала готовить номер на трапеции. День за днём совершенствовалось мастерство, оттачивались элементы, вырабатывалась тщательно соизмеримая сила броска и предельная собранность, так необходимые для воздушной гимнастики. Те многочасовые занятия сказались позже в непередаваемом ощущении лёгкости исполнения трюка. И чувством этим, как вспоминает Яна, хотелось поделиться со всеми.
С номером «Бабочка», показанным в 2000 голу на выпускном экзамене в училище, она работала уже профессиональной артисткой.
А спустя три года на гастролях в Калининграде произошла встреча с хореографом местного театра оперы и балета Татьяной Соловьёвой. Встреча, которая, сыграла значительную роль в судьбе артистки и в её творчестве. Просмотрев выступление Яны, Соловьёва предложила совершенно иную концепцию номера – более эмоциональную и философски насыщенную. Своеобразный мини-спектакль, в основе которого – песни великой Эдит Пиаф. Они создали атмосферу, в которой артистка проживает эти несколько минут под куполом и которые определяют ее сценический образ. Номер смотрится как откровение, как законченное произведение, интересно решённое и композиционно оформленное. Именно так восприняли его зрители.
Казалось бы, всё, к чему стремилась, достигнуто. Но гимнастка продолжает совершенствовать свою работу – пробует себя в иных, даже гротесковых образах. В репертуаре Яны Сердюковой появился новый вариант номера, подготовленный в содружестве с режиссёром Надеждой Соколовой. Тут она уже в амплуа неуклюжей ассистентки циркового денди, которая суетится и от смущения всё делает невпопад, вызывая смех. Но вот на наших глазах происходит чудо – комичная неумеха, взмывая ввысь, преображается в Принцессу, с лёгкостью и изяществом проделывая сложные трюки на трапеции. В работе Яне помогает муж – Дмитрий Колобухов. Когда-то он тоже занимался в мурманской цирковой студии, тоже приехал учиться в ГУЦЭИ.
Впереди у Яны Сердюковой – очередные оригинальные работы, а значит зрителей ждут новые цельные композиции в исполнении молодой и оригинальной артистки.


