
Одна из целей нашего форума – поиск концепции обучения цирковых клоунов. Исходя из моего многолетнего педагогического опыта считаю, работа по подготовке комедийных артистов и цирковых эксцентриков занимает одно из центральных мест в образовательном процессе.
Образование в сфере циркового искусства, как и воспитание комедийных артистов в других видах творчества, базируется на разработанных методиках и на непосредственной передаче опыта, умений и навыков от учителя к обучающемуся. Мало того, развитие института ученичества, наставничества, преемственность издавна свойственна исполнителям цирковой клоунады. В настоящее время представители некоторых цирковых профессий, например, акробаты-эксцентрики, каскадёры, готовятся исключительно этим путём.
Тем не менее, ключевая роль в подготовке профессиональных клоунов для цирков должна принадлежать образовательным учреждениям.
В советский период наряду с цирковыми училищами существовали студии, при ведущих ковёрных, например, Карандаше, Бермане, создавались клоунские группы. Хочу напомнить, что из клоунской группы Карандаша вышли Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Наряду с клоунскими группами и отделениями клоунады при московском и ленинградским цирках и отделением клоунады при Государственном училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ), существовала целая сеть полупрофессиональных студий в разных городах страны, которые также готовили клоунов. В 90-е годы система подготовки клоунов фактически была разрушена. Сегодня практически отсутствует образовательные учреждения, призванные готовить профессиональных клоунов для цирков страны. К сожалению, в Государственном училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ) перестало существовать отделение клоунады. Это является катастрофой для такой огромной цирковой державы, как Россия. К тому же, утрачены связи между Государственным училищем циркового и эстрадного искусства и непосредственным заказчиком – цирковой системой. Не создаются клоунские группы и эксцентрические номера. Государственное училище циркового и эстрадного искусства перестало играть роль творческой лаборатории по подготовке ковёрных, буффонадных клоунов, музыкальных эксцентриков. К сожалению, училище уже давно не выпускает комических жонглёров, акробатов-эксцентриков, групповых номеров с комическими персонажами. Мало того, в последние годы училище ГУЦЭИ нередко выпускает не номера, а исполнителей, которые не идут работать в цирки, а выступают в ночных клубах, детских садиках или, как аниматоры, на днях рождения малышей состоятельных родителей.
Одним из путей решения кадровой проблемы в жанре клоунады, на мой взгляд, является совершенствование учебного процесса циркового училища, укрепление его квалифицированными педагогическими кадрами. Учитывая специфику данного образовательного учреждения необходимо включать финансовые затраты на подготовку и выпуск номеров. Прохождение учебной практики на манежах конкретных цирков, на мой взгляд, будет содействовать укреплению связей обучающихся и педагогов Государственного училища циркового и эстрадного искусства с цирковым комплексом.
Начинающим артистам клоунады, завершившим обучение, необходимо выходить из стен училище с готовыми номерами, в том числе, как соло коверным так и клоунским группам. В этом случае обучающиеся будут заранее знать свою творческую перспективу, что позволит стимулировать образовательный процесс.
Профориентация и курирование любительских цирковых студий ведущими специалистами жанра клоунады, возможно поможет выявить и сориентировать будущих комиков на поступление их в цирковое училище.
Сотрудникам Государственного училища циркового и эстрадного искусства для выявления и привлечения талантливой молодёжи для обучения клоунаде следует совместно с «Росгосцирком» наладить работу с любительскими цирками и студиями, в которых дети с раннего возраста усваивают основные навыки цирковой клоунады. Сотрудничество может быть реализовано на основе соответствующих договоров как Государственного училища циркового и эстрадного искусства, «Росгосцирка», так и любительских коллективов. Безусловно, руководители самодеятельных студий обязаны иметь образование в сфере циркового искусства и регулярно повышать свою квалификацию. Проведение занятий по учебникам и методическим пособиям, разработанными специалистами в жанре клоунады также позволит выпускникам училища продолжить своё профессиональное образования.
Как известно, подготовка цирковых режиссёров, исследователей циркового искусства, цирковых продюсеров ведётся в Российской академии театрального искусства (ГИТИС), а также в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и Московском государственном университете культуры и искусств. Однако творческие вузы в большей степени ориентированы на обучение специалистов - постановщиков цирковых спектаклей, а не будущих мастеров жанра клоунады.
Поэтому необходимо расширить масштабы подготовки специалистов жанра клоунады за счёт сотрудничества кампании «Росгосцирка» с актёрскими факультетами высших учебных заведений.
При этом важно, чтобы обучение не проходило в отрыве от практики циркового дела.
В условиях динамично меняющегося мира, усиливающейся конкуренции со стороны зарубежных цирковых школ особое значение приобретает развитие системы непрерывного профессионального образования. Требуется повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов, работающих в жанре клоунады.
Наряду с использованием потенциала уже зарекомендовавших себя творческих образовательных учреждений большее распространение должны получить индивидуальные стажировки у высокопрофессиональных мастеров клоунады, в том числе за рубежом. Возможно, стажировка должна проходить на договорной основе.
С изменением языка искусства клоунады меняются и требования к цирковому клоуну. Сегодняшнее цирковое искусство зачастую заставляет клоуна быть творцом, режиссёром и даже продюсером.
Однако, нередко уровень подготовки цирковых клоунов не соответствует ожиданиям предъявляемых к ним зрителями.
В связи с этим предлагаю обобщить опыт ведущих педагогов, готовящих клоунов, изменить подход к использованию научной литературы в жанре клоунады, систематизировать научную литературу, имеющуюся в жанре клоунады, дать старт в изучении психологии комического искусства.
Предлагаю, к подготовке молодых комиков привлекать иностранных специалистов, как это делается в зарубежных цирковых школах.
Хочу обратить внимание на то, что формат цирковой клоунады зачастую резко отличается от направления клоун-мим-театра.
Поэтому назрела необходимость создания школы клоунов-мимов. Это должен быть своеобразный образовательный проект по повышению квалификации молодых цирковых профессионалов. Как мне кажется, эта школа способна воспитать поколение артистов, которое, развивая традиции отечественной клоунады, будет участвовать в его модернизации. Преподавать теорию и практику, проводить семинары в таком учебном заведении будут главные лица российской клоунады и ведущие профессионалы мирового цирка. Полагаю, что выпускники будут успешно работать в цирковых программах, реализуя на практике идеи, выработанные в школе с использованием инновационных технологий.
Предлагаю Вашему вниманию программу обучения по клоунаде:
ОПЫТНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ СОВРЕМЕННОЙ КЛОУНАДЫ
Мастерская представляет из себя метод общей организованной перестройки искусства клоунады в художественном и современном плане. Внутренняя работа в Мастерской делится на две части: учебно-тренировочную и постановочно-производственную. Во время репетиционного процесса непосредственно принимать участие в производственном процессе той или иной программы. Сочетать в преподавании во всём стихийность, структурность и непредвиденное. Следовать во время занятий и репетиций своему предощущению. Проявлять личный интерес к проявлению и выражению раскрутки той или иной идеи.
Обязательный рабочий день мастерской устанавливается 6 часов ежедневно из расчёта: 20 часов в неделю учебно-тренировочных и 16 часов постановочно-производственных. Всего в неделю 36 академических часов. В предметно-программную часть по линии учебно-тренировочных занятий входят нижеследующие отрасли искусства клоунады:
Клоунада – 10 часов в неделю:
- Клоунада сольная, парная и ансамблевая, групповая;
- Старинные, классические клоунады;
- Клоунский костюм, грим;
- Работа с воображаемыми предметами;
- Работа с реальными предметами;
- Комический образ;
- Комический реквизит, бутафория;
- Инсценировка литературного материала;
- Разговорная клоунада. Словесная подача. Техника речи, постановка голоса. Слово в клоунаде зачастую отходит от своего логического смысла, являясь элементом звуковым – отсюда: выкрики, коверканье слов, тарабарщина;
- Реплики;
- Сценки;
- Куплетно-танцевальные клоунады;
- Импровизация и разновидности импровизаций;
- Пародия;
- Метаморфозы;
- Синхробуффонада;
- Создание номеров и спектаклей клоунады
Хореография – 5 часов в неделю;
- Экзерсис;
- Танец классический, эксцентрический;
- Степ (чечётка).
Пантомима - 5 часов в неделю;
- Экзерсис;
- Жест на сцене и в манеже (описательный и эмоциональный);
- Пантомима танцевальная, драматическая и пародийная;
- Пантомима сольная, парная, ансамблевая;
- Создание номеров и спектаклей пантомимы.
Акробатика - 9 часов в неделю;
- Акробатические упражнения;
- Комические акробатические упражнения;
- Акробатические комбинации;
- Комические приёмы и различные особенности исполнения акробатических комбинаций;
- Стиль в акробатических упражнениях;
- Каскады и комбинации;
- Ритм и музыка в исполнении акробатических элементов;
- Комические, эксцентрические акробатические этюды.
- Акробатический танец.
Жонглирование - 6 часов в неделю:
- С предметами однородными (мячи, кольца, булавы);
- С предметами разнородными (зонтик, шляпа, сигара);
- Жонглирование в движении и перемещениях, необычных телоположениях, пирамидах и пр.;
- Жонглирование сольное, парное, групповое;
- Стиль в жонглировании;
- Эксцентрическое жонглирование;
- Комические этюды с элементами жонглирования.
Кроме предметов чисто производственного характера, вводятся так же и теоретические дисциплины. Для более тесной увязки теории и навыков с практикой клоунады все участники мастерской участвуют в различных действующих клоунских программах, праздниках, спектаклях и фестивалях. Кроме всего перечисленного в производственное задание мастерской входит разработка двух полных вечерних программ-представлений для экспериментального клоунского театра.
Лекции
- История цирка 1 час в неделю;
- История клоунады 1 час в неделю (кино, театр, цирк, кабаре, улица)
Мастерская должна решить основные вопросы:
- выработку современного клоуна нового типа;
- повышение квалификации;
- поиск новых форм работы в клоунаде;
- искоренить клоунские штампы; обывательскую пошлость без тени смешного и остроумного, кривлянье и гримасы;
- сменить глупую смешную маску паяца на лицо сатирика, откликающегося на современность;
- умение работать с жизненным материалом;
- подготовка кадров современных клоунов как выразителей новых начал и направлений в клоунаде;
- подготовка новых клоунских миниатюр, реприз и спектаклей наиболее отвечающих требованиям современного искусства клоунады;
- разработка в таком же направлении клоунского репертуара для клоун-мим-театров, для самостоятельных клоунских программ и программ цирка;
- выработка программ и методов переподготовки клоунов и организация такой переподготовки;
Постоянный руководящий состав Мастерской включает в себя кроме административной группы: режиссёров, педагогов, тренеров, лекторов и приглашенных мастеров клоунады.
В качестве вышеперечисленных специалистов приглашаются как русские, так и иностранные артисты высшей квалификации.
Комплектование состава Мастерской предполагается произвести так:
- постоянного состава занимающихся - 15 человек;
- вольнослушатели - 15 человек.
В Мастерскую принимаются лица не моложе 16 лет, преимущественно имеющие цирковое, театральное, балетное, спортивное образование или практику.
Начало работы Мастерской рассчитано на время с 15 сентября по 15 мая.
После чего выпускник Мастерской вступает непосредственно в производство, а именно в определённую клоунскую программу в формате клоун-мим-театра или цирка.